За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Заключение эксперта ФСБ о наличии экстремизма в книге "Основы веры в свете Корана и сунны"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

ИНСТИТУТ КРИМИНАЛИСТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

№ 3/388 Составлено «06» мая 2009 г. г. Москва

Из Службы Управления ФСБ России по Самарской области в городе Тольятти на лингвистическое исследование поступили следующие материалы:

- книга «Основы веры в свете Корана и Сунны» (Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль-Бадр, Ибрахим ар-Рухейми); пер. с араб. Э.Р. Кулиева; (под ред. А.Н. Факихи, А. аль-Гамиди). - 2-е изд. - М: Издательский дом «Умма», 2006.-288 с;

- статья Алексея Ледяева «Новый мировой порядок», на 21 листе. Требовалось установить, имеются ли в текстах представленных материалов высказывания экстремистской направленности.

Специалист Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России Николаева Ольга Степановна (образование - высшее филологическое, экспертная специальность - автороведческие и лингвистические исследования, занимаемая должность - старший эксперт, стаж экспертной работы - 21 год), провела лингвистическое исследование по представленным материалам.

Исследование

В тексте книги «Основы веры в свете Корана и Сунны» имеются высказывания, побуждающие мусульман к осуществлению действий, направленных на возбуждение религиозной розни:

«Дружба и вражда - это требования единобожия. Мусульмане обязаны дружить и враждовать, любить и ненавидеть только ради Аллаха. Они должны любить мусульман и оказывать им помощь, враждовать С неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего... В то же время с неверующими необходимо враждовать, и аяты предостерегают от близости с ними и от скверных последствий этого. Место дружбы и вражды в религии. Дружба с верующими и враждебность к неверующим занимает важное место в исламе. Это - самая надежная из уз веры. Такое отношение к окружающим укрепляет узы любви и дружбы между мусульманами и отделяет от врагов ислама» (с. 249 — 250).

Требование. Правило, условие, обязательное для выполнения. Враждовать. Быть в состоянии вражды с кем, чем-либо.10

Вражда. Очень недоброжелательные, неприязненные, проникнутые ненавистью отношения и действия.3

Ненавидеть. Испытывать ненависть к кому-либо или к чему-либо.10

Ненависть. Чувство сильнейшей вражды, неприязни.10

Враг. Тот, кто находится в состоянии вражды, борьбы с кем-, чем-либо; противник, недруг.3

Ислам - одна из трех (наряду с христианством и буддизмом) мировых религий.11

Рознь. Вражда, несогласие, ссора.10

В тексте присутствует противопоставление «мусульмане — неверующие». При этом первых «необходимо» «любить», а ко вторым «питать ненависть, не иметь с ними ничего общего», «враждовать» с ними. Из контекста следует, что под «неверующими» понимаются иудеи и христиане: «Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу» (с. 249).

Грамматически побуждения выражены словами модального характера «обязаны», «должны», «необходимо», имеющими семантику долженствования.

Описываемая будущая деятельность является массовой и общественно значимой. Авторы побуждений воспринимаются в качестве политических субъектов, адресат становится политическим субъектом в кризисных политических ситуациях. Речевая деятельность, представленная в печатной продукции, рассматривается как часть общественно-политической коммуникации.

Таким образом, в тексте книги «Основы веры в свете Корана и Сунны» в переводе с арабского Э.Р. Кулиева имеется призыв к осуществлению действий, направленных на возбуждение религиозной розни.

 

Вероятно, автор текста статьи «Новый мировой порядок» имеет определенные психические отклонения от нормы. На это указывают следующие признаки, отражающие уровни содержания текста и его формальной организации:

- наличие суждений, отражающих сверхценные и навязчивые идеи автора;

- непоследовательность суждений;

- чрезмерная обстоятельность суждений;

- употребление неологизмов;

- смысловая разорванность суждений;

- стереотипно повторяющиеся суждения;

- однотипное и вариативное повторение слов и выражений;

- употребление слов с символическим значением.

Интерпретация текстов с наличием признаков, отражающих расстройства содержательной и формальной сторон мышления не всегда возможна. С уверенностью можно констатировать следующее.

В тексте статьи Алексея Ледяева «Новый мировой порядок» имеются высказывания, направленные на пропаганду исключительности, превосходства людей по признаку их религиозной принадлежности (членов Христианской Церкви пятидесятников):

«Церковь XXI века будет... утверждать Царство Божье по всему лицу земли... Реки воды живой - это стратегические откровения вторжения Царства Божьего на территорию нашего неустроенного проклятого мира (с. 34) ... Народы земли - наследие Иисуса Христа, а мы, Церковь - Его сонаследники (с. 38) ... Чем меньше христианского содержания в стране, тем безобразнее и примитивнее общество. Чем больше христианского содержания в стране, тем оно прогрессивнее и цивилизованнее (с. 39) Реформы, лишенные нравственного Библейского основания повергают общество в пучину хаоса и беспорядка (с. 40) ... Церковь XX1 века шокирует мир, приведет его в панику и трепет. Ее красота и мудрость, величие и власть, колоссальный размах и грандиозные масштабы, как наводнение, покроет нашу землю» (с. 50) ... Церковь является Царственным Священством, стоящим над народами и царствами ... Церкви дана власть реформировать общество» (с. 53).

Сонаследник. Тот, кто совместно с кем-либо наследует какое-либо имущество.10

Прогрессивный. Ведущий или стремящийся к прогрессу. Проникнутый передовыми идеями, настроениями.10

Цивилизованный. Основанный на достижениях цивилизации; развитый; правовой, просвещенный.10

Красота. О том, что является прекрасным, доставляет эстетическое и нравственное наслаждение внешним видом, гармоничностью, стройностью, внутренним содержанием.4

Мудрость. Мудрый. Тот, кто обладает большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом.10

Величие. Выдающееся значение, мощь, красота, вызывающие глубокое уважение, восхищение.3

Власть. Могущественное влияние, неодолимая, притягательная сила.3

Размах. Объем деятельности; интенсивность.10

Колоссальный. Огромный. Особо выдающийся по силе, значению.10

Масштаб. Размах, охват, значение.10

Грандиозный. Поражающий своей мощью, величием.3

Мир. Жизнь мирян; светская жизнь (в отличие от религиозной, церковной).10

Неустроенный. Не обеспеченный всем необходимым; неблагоустроенный.10

Проклятый. Проклинаемый, осуждаемый, ненавистный; вызывающий досаду, раздражение.10

Безобразный. Очень плохой (по своему состоянию, качеству).3

Пучина. То, что является средоточием чего-либо бедственного, неприятного, угрожающего гибелью, полной безысходностью.10

Хаос. Полное отсутствие порядка; путаница.10

Беспорядок. Отсутствие или нарушение порядка.3

В тексте присутствует противопоставление «Церковь, которая будет утверждать Царство Божье на земле - неустроенный проклятый мир». При этом Церковь и ее члены («мы, Церковь») оцениваются положительно, мир (нехристианские общества) - отрицательно. Под Церковью подразумевается Христианская Церковь пятидесятников («А по какому праву Церковь ограничена в правах? С какой стати она вдруг стала сектой? (с. 44) ... Бог изольет от Духа Своего на всякую плоть. Возвратятся времена Пятидесятницы, первоапостольские чудеса и знамения (с. 50) ... После того, как проповедь Евангелия достигнет концов земли - Иисус будет прославлен во всех-племенах, народах и языках (с. 54) ...»). Оценочные компоненты значения присутствуют в словах, обозначающих положительную и отрицательную оценки.

 

Использованная литература

1. Лингвистическое исследование текстов для выявления в них призывов осуществлению экстремистской деятельности. Методические рекомендации по интерпретации смысла призывов (типовая методика)./ Под ред. Л.П. Крысина. М, 2008.

2. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М.: Наука, 2007.

3. Большой Академический словарь русского языка в 17 тт. / Под ред. К.С. Горбачевича. М - С.-П.: Наука, 2004.

4. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы, Антонимы. / Под ред. Л.Г. Бабенко - М.: ACT -ПРЕСС КНИГА, 2005.

5. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С.А.Кузнецова. С-П., 2006.

6. Волосов М.Е., Додонов В.Н., Капинус Н.И., Капинус О.С., Крутских В.Е. Мишустина Е.А., Панов В.П., Сюкияйнен Л.Р., Щерба С.П. Большой юридический словарь. М.: «Инфра - М», 2006.

7 Галяшина Е.И. Лингвистика vs экстремизма. М.: Юридический мир, 2006.

8 Грачев М.А. Словарь тысячелетнего русского арго. М.: Рипол Классик, 2003.

9. Елистратов B.C. Толковый словарь русского сленга. М: Аст-Пресс Книга, 2005.

10. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3-х тт. М.: Астрель-Аст, 2006.

11. Згурский Г.В. Словарь исторических терминов / Г.В. Згурский, под ред. ( Н. Смоленского. -М: Эксмо, 2008.

12. Лопатин В.В. Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М., 2005.

13. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1998.

14. Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы. /Под ред. проф. М.В.Горбаневского. М.: Медея, 2004.

15. Словарь русского языка в 4-х тт. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1999.

15. Современный толковый словарь русско языка. Минск, 2007.

17. Спорные тексты СМИ и судебные иски. / Под ред. М.В.Горбаневского. М.: Престиж, 2005.

18. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменениями конца XX столетия. М., 2005. 19. Химик В.В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. С.-П.: Норинт, 2004.

19 Химик В.В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. С.П.: Норинт, 2004.

20. Цена слова. М: Галерия, 2002.

Выводы

1. В тексте книги «Основы веры в свете Корана и Сунны» в переводе с арабского Э.Р. Кулиева имеется призыв к осуществлению действий, направленных на возбуждение религиозной розни.

2. В тексте статьи Алексея Ледяева «Новый мировой порядок» имеются высказывания, направленные на пропаганду исключительности, превосходства людей по признаку их религиозной принадлежности.

per. № 16/3/3/1239а{jcomments off}

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.