За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Экспертиза преподавателей ТюмГУ книги "Основы веры..."

МИНИСТЕРСТВО. ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

625003, г. Тюмень, ул.Семакова, 10 Тел.: (3452) 455570 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При ответе ссылайтесь на наш № 902 «28» июня 2010 г.

 

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Региональное управление по Тюменской области

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

в соответствии со ст. ФЗ № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г.

На ваш запрос № 5/43 - 8376 от 16.06.2010 г. сообщаем, что нами: доктором исторических наук, завсектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований ТюмГУ А.П. Ярковым; доктором политических наук, заслуженным работником культуры РФ, пресс-атташе ТГНГУ Л.К. Ивановым 20-28 июня 2010 г. проведено комплексное исследование печатного издания - Основы веры в свете Корана и Сунны (автор Салих ас-Сухейми) - М.: Издатель А.Н. Факихи, а. аль-Гамиди. - 3-е изд., испр., допол. - М.: Издатель Эжаев, 2008. - 304 с;

Об ответственности по ст. 307 УК РФ предупреждены.

Из материалов направления от 16 июня 2010 г. «В отношении проведения исследования» РУФСБ России по Тюменской области № 5/43 - 8376, следует, что в период с 17 по 28 мая 2010 г. в соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Управлением Министерства юстиции РФ по Тюменской области с привлечением специалистов Прокуратуры проводилась плановая проверка Мусульманской религиозной организации «Тюменская Соборная мечеть», в ходе которой было выявлено печатное издание «Основы веры в свете Корана и Сунны» (автор Салих ас-Сухейми) - М.: Издатель А.Н. Факихи, а. аль-Гамиди. - 3-е изд., испр., допол. - М.: Издатель Эжаев, 2008 - 304 с;

Печатные издания «Издателя Эжаева» (Умма. - М.,) ранее в судебном порядке уже признавались экстремистскими и запрещены к обороту на территории России.

В отношении книги Салиха ас-Сухейми «Основы веры в свете Корана и Сунны" Издатель А.Н. Факихи, а. аль-Гамиди. - 3-е изд., испр., допол. - М.: Издатель Эжаев, 2008.

- 304 с., которая, судя по информации из запроса № 5/43 - 8376 от 16.06.2010 г., предназначена в качестве литературы для учебного процесса, есть основание ответить на вопросы:

1. «Содержатся ли в представленных материалах сведения религиозного характера. Если да, то относятся ли эти сведения к исламу?» так:

- книга «Основы веры в свете Корана и Сунны) является изданием, обращенным, судя по Аннотации, к «широкому кругу читателей, интересующихся религией, вероучением ислама». Таким образом, ответ утвердительный: «Да, содержатся. Она имеет прямое отношение к религии, обосновывает, пропагандирует и защищает религиозное мировоззрение. Об этом свидетельствует наличие в текстах таких религиозных терминов как "Аллах (Создатель)", "ангелы", "дьявол (шайтан)", "душа", "грех", "рай и ад", "конец света" и мн.др. слова и понятия, характерные для развитых религиозных систем, к которым относится ислам. С позиций религиозного мировозрения в текстах рассматривается место человека в мире, его отношение к Аллаху, смысл жизни»;

2. «Содержат ли представленные на исследования материалы какие-либо сведения, не соответствующие получившему распространение в России традиционному пониманию ислама?» так:

- судя по отдельным трактовкам, автор обращается только к ранним формам ислама как-истинным, не полагая, что со времен после Пророка могли произойти изменения. Автор текста считает основой государственно-правовых и гражданских отношений мусульманское право - шариат, исполнение которого считается обязательным для всех мусульман. В тексте упоминаются мусульманские обряды без учета реальности российской жизни. Так, ссылка на Пророка на С. 50 «Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, мечети Посланника и мечети аль-Акса» приводится в разделе 11: «Совершение путешествия ради посещения могилы», что не соответствует тому, что заложено на С. 47: посещение могил было узаконено в шариате. Кроме того, после смерти Пророка стали почитаться могилы его соратников и потомков, шахидов и шейхов, например, распространявших ислам в Сибири. Не поклонение, а почитание этих могил является главным. Ведь не будь этих 366 шейхов - не было бы и ислама в Сибири... Это поняли уже в средние века, а в XXI веке это надо бы знать тем, кто изучает и, тем более, пропагандирует ислам. Таким образом, ответ утвердительный: «Да, содержатся: в текстах присутствует оценка форм организации быта традиционного мусульманина как неполноценного, а его религиозные традиции — не исламскими»;

3. «Содержатся ли в представленных материалах оценочная информация в отношении каких-либо этнических, расовых, религиозных групп?» так:

- Привратно истолкован тезис Пророка на С. 261 и, уж тем более, не допустим вывод: «Мусульмане обязаны ... любить мусульман и оказывать им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего» (С. 261), на С. 265-266 утверждая обратное: «...мусульманам разрешается иметь отношения с неверующими в мирских делах...». Таким образом, ответ утвердительный: «Да, содержатся, а поскольку целью жизни мусульманина объявляется не только "довольство Аллаха", но и распространение этой религии среди неверующих через победу (вражду) над неверующими. Причем "неверующими" автор определяет всех немусульман, включая атеистов и представителей других конфессий». Более того, поскольку согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"» к экстремистским материалам относятся «предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы», то это даёт - право нам, как экспертам, оценить высказывание как экстремистское;

4. «Какова степень категоричности оценок, содержащихся в представленных на исследование материалах?» так:

- То, что следует понимать в контексте обретения истинного знания, автор толкует как обязательное предписание в бытовом поведении. Таким образом, ответ утвердительный: «Да, степень категоричности достаточна весома, например, в тезисе: "Правильные мусульманские воззрения, имеющие твердую и здоровую почву и крепкий фундамент, являются единственными убеждениями, которые могут принести людям счастье, процветание и успех как в этом мире, так и в Последней жизни (С. 8)»;

5. «Содержат ли представленные материалы положения, направленные на возбуждение ненависти либо вражды в отношении каких-либо этнических, расовых, религиозных групп?» так:

- В пункте 3 уже приведена цитата «Мусульмане обязаны ... враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего» (С. 261), что прямо нацеливает на возбуждение ненависти к неверующим. Кроме того, -тезисы: «Дружба и вражда требование единобожия» (С. 261), «...любить верующих и дружить с ними обязательно что это приносит всем огромную пользу. В то же время с неверующими необходим враждовать, и аяты предостерегают мусульман от близости» (С. 262). Таким образом ответ утвердительный: «Да, содержат положения, направленные на возбуждение ненависти либо вражды в отношении каких-либо этнических, расовых, религиозных групп»;

6. «Содержатся ли в представленных материалах призывы к насильственным действиям или положения, обосновывающие применение насилия в отношения между этнически расовыми, религиозными группами? Если да, то можно ли признать данные положения экстремистскими?» так:

- «Да, содержат»: - в пунктах 3 и 5 приведена цитата «Мусульмане обязаны ... враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего» (С. 261. призывая к вражде с неверующими, к которым в контексте описанного в пункте 2 могут быть отнесены и те, кто издавна исповедует ислам в Сибири - местным мусульманам. Кроме того, в Предисловии на С. 8, предписывается: «каждому каждому мусульманину следует твердо знать, и каждому правоверному следует ясно представлять, что религиозные воззрения являются не той областью, где можно высказывать собственное суждение и поступать по своему усмотрению. Каждый мусульманин на Востоке и Западе обязан исповедовать воззрения пророков и посланников, веровать в те основные убеждения, в которые верили они, и проповедовать их безо всяких сомнений и колебаний», т.е. названные положения в тексте направляют усилия мусульман на вражду, призывают руководствоваться ими в действиях против «неверующих»;

7. «Содержатся ли в представленных на исследование материалах признаки того, что данные материалы предназначались либо использовались для возбуждения национальной, расовой или религиозной ненависти либо вражды в отношении каких-либо этнических, расовых, религиозных групп? Если да, то какие? Что об этом свидетельствует?

- «Да, содержатся», поскольку книга обращена «к широкому кругу читателей (Аннотация), соответственно, предполагая ее распространение и среди людей обладающих критическим мышлением, глубоким знанием ислама, Коран и его положениях, исходящих из мнения известных улемов, совместно выработавших современное понимание Откровения. В контексте упомянутых в пунктах 2, 3, 5 цитат это свидетельствует о стремлении возбудить национальную расовую или религиозную ненависть и вражду в отношении групп населения, не разделяющих эти позиции.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленном для анализа издании Салиха ас-Сухейми «Основы веры в свете Корана и Сунны» - М.: Издатель А.Н. Факихи, а. аль-Гамиди. - 3-е изд., испр., допол. -М.: Издатель Эжаев, 2008, имеются признаки того, что, данное издание предназначено для распространения среди населения и таких взглядов и суждений, что возбуждают ненависть либо вражду в отношении каких-либо людей иной, по отношению к исламу, веры и людей атеистических убеждений. Предназначенная в качестве литературы для учебного процесса книга Салиха ас-Сухейми «Основы веры в свете Корана и Сунны» -М.: Издатель А.Н. Факихи, а. аль-Гамиди. - 3-е изд., испр., допол. - М.: Издатель Эжаев. 2008 не может быть рекомендована к распространению, как в целом виде, так и в цитатах.

Есть основание для отнесения книги к литературе, согласно Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"» подлежащей, согласно ст. 13, рассмотрению в судебном порядке для отнесения к изданиям экстремистского содержания, и рекомендуемых к запрещению к обороту на территории Российской Федерации.

 

доктор исторических наук, зав.сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований ТюмГУ П. Ярков

 

доктор политических наук, заслуженный работник культуры РФ, пресс-атташе ТГНГУ К. Иванов

 

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.