За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Главная Преследования мусульман По гражданским делам Признание экстремистским материалом книги "Основы веры в свете Корана и Сунны" Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза Марины Венгранович и Снежаны Качаловрой

Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза Марины Венгранович и Снежаны Качаловрой

Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза

г.Тольятти                           15 Декабря 2010 г.

Мы, Венгранович Марина Александровна (специальность «10.02.10 - Русский язык», научный лингвистический стаж - 21 год), действительный член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Тольяттинского государственного университета, председатель правления Самарской региональной общественной организации Научно-консультационный центр «Лингва», и Качалова Снежана Викторовна, медицинский психолог психиатрического отделения № 6 ГУЗ СО «Тольяттинский психо-неврологический диспансер» (стаж экспертной работы - 4 года), на основании определения Центрального районного суда г.Тольятти в составе: председательствующего судьи Н.В.Марковой при секретаре Е.А.Тормозовой по представлению прокурора г.о.Тольятти в интересах Российской Федерации о признании информационных материалов экстремистскими от 02 сентября 2010 г. произвели комплексную психолого-лингвистическую экспертизу текста книги «Основы веры в свете Корана и сунны».

Нам, Венгранович Марине Александровне и Качаловой Снежане Викторовне, разъяснены обязанности и права эксперта, предусмотренные ст.57 УПК РФ. Одновременно мы предупреждены об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперты: М.А.Венгранович, С.В.Качалова. Подписи.

Время проведения исследования:

Исследование начато: 12 ноября 2010 г. Исследование окончено: 15 декабря 2010 г.

Место проведения исследования: помещение СРОО НКЦ «Лингва» по адресу: г.Тольятти, ул. Спортивная, д.8, кв.200.

Основание проведения исследования:

-определение Центрального районного суда г.Тольятги в составе: председательствующего судьи Н.В.Марковой при секретаре Е.А.Тормозовой по представлению прокурора г.о.Тольятти в интересах Российской Федерации о признании информационных материалов экстремистскими от 02 сентября 2010 г.

В распоряжение экспертов были предоставлены следующие материалы:

- материалы гражданского дела №2 - 4351/2010;

- оригинал книги «Основы веры в свете Корана и сунны».

На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы (с сохранением орфографии и пунктуации источника):

1. Имеются ли в представленном тексте книги «Основы веры в свете Корана и сунны» авторов Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль Бадр, Ибрахим ар-Рухейли в переводе с арабского Э.Р.Кулиева (под редакцией А.М.Факихи, А.аль-Гамиди) - 2-е изд. - М: Издательский дом «Умма», 2006 г., высказывания, направленные на возбуждение религиозной розни, если имеются, то в каких конкретно словах, фразах, выражениях?

2. Имеются ли в представленном тексте книги признаки оказания психологического воздействия на читателей с целью побуждения к действиям против какой-либо религии или отдельных лиц как ее представителей? Если имеются, то в каких конкретно словах, фразах, выражениях?

3. Является ли лингвистическое исследование специалиста Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России от 06.05.2009 года научно обоснованным?

Исследование.

Лингвистическое исследование текста книги проводилось в соответствии с методиками производства лексико-семантического анализа (с целью установления лексических значений слов и сочетаний, сопряженных с обозначением словами русского языка явлений экстремизма), семантико-стилистического и лингвостилистического анализа (с целью установления в тексте наличия оценочных высказываний, содержащих лексемы русского языка, относящиеся к наименованию явлений экстремизма и его разновидностей и определения модальности и знака содержащихся в них оценок (позитивной или негативной) русскоязычного текста, рекомендованными к практическому использованию решением Научно-методического совета при Правлении ГЛЭДИС:

1. Бельчиков Ю.А., Горбаневский М.В., Жарков И.В. Методические рекомендации по вопросам лингвистической экспертизы спорных текстов СМИ: Сборник материалов. - М.: ИПК «Информкнига», 2010;

2. Галяшина Е.И. Лингвистика VS экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам / Под ред. проф. М.В.Горбаневского. - М.: Юридический Мир, 2006;

3. Евстафьева А.В. «Язык вражды» в средствах массовой информации: лингвистические и экстралингвистические факторы функционирования: автореф. дис на соискание ученой степени канд. филол. наук : специальность 10.02.01. - русский язык. - М., 2009.-24 с.

4. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учеб. пособие . — М., Флинта: Наука, 2007.-176 с;

5. Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику: учеб. пособие . — М., Флинта: Наука, 2007. - 152 с;

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990;

7. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003;

8. Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы / Под ред. проф. М.В. Горбаневского. - М.: Медея, 2004;

9. Русская грамматика. Т.2. Синтаксис. - М.: Наука, 1980;

10. Спорные тексты СМИ и судебные иски: Публикации. Документы. Экспертизы. Комментарии лингвистов. / Под ред. проф. М.В. Горбаневского - М.: Престиж, 2005 г.;

11. Теория и практика лингвистического анализа текстов СМИ в судебных экспертизах и информационных спорах: Сборник материалов научно-практического семинара. Москва 7-8 декабря 2002 г. /Под ред. проф. М.В. Горбаневского. В двух частях. - М.: Галерия, 2002-2003;

12. Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации. //Под ред. проф. М.В. Горбаневского - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Галерия, 2002;

13. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты /Под ред. А.П.Сковородникова. - М.:Флинта:Наука, 2005.-480 с.

Понятийный аппарат лингвистического исследования.

Для ответа на поставленный специалисту-лингвисту вопрос о наличии в тексте книги «Основы веры в свете Корана и сунны» (авторы Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль Бадр, Ибрахим ар-Рухейли, перевод с арабского Э.Р.Кулиева; под редакцией А.М.Факихи, А.аль-Гамиди; 2-е изд. - М.: Издательский дом «Умма», 2006 г.) высказываний. направленных на возбуждение религиозной розни, необходимо обосновать теоретические основы исследования. Высказывания, направленные на возбуждение религиозной розни, относятся к речевым деяниям, попадающим под определение словесный экстремизм.

В соответствии с правовой дефиницией понятий экстремистская деятельность (экстремизм) и экстремистские материалы (Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности») лингвисты определяют вербальное проявление экстремизма через понятие словесный экстремизм.

Словесный экстремизм можно определить как целенаправленный акт публичной передачи сообщений в форме устных или письменных речевых высказываний, которые:

- призывают или подстрекают к осуществлению, инициируют, провоцируют или руководят противоправными действиями экстремистского толка,

- оправдывают или обосновывают их,

-пропагандируют нацистскую или сходную с ней до степени смешения символику и атрибутику,

- направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды либо ненависти, включая передачу информации языковыми средствами в публичных выступлениях, печатных изданиях, средствах массовой информации (радио, телевидение).

В соответствии с дефиницией понятия словесный экстремизм лингвисты выделяют следующие характеристики высказываний, составляющих содержание данного понятия:

- высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо национальной, конфессиональной или иной социальной группы;

-высказывания враждебного, агрессивного либо уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической, конфессиональной или иной социальной группы;

- высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу;

- высказывания побудительного характера, содержащие побуждение к насильственным действиям против лиц определенной национальности, расы, религии и или иной социальной принадлежности;

- высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации, расы или иной социальной группы по отношению к другой;

- высказывания об антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной национальной, религиозной, этнической или иной социальной группы по отношению к другой;

- высказывания, где бедствия, неблагополучия в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической, конфессиональной или иной социальной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, этнической или иной социальной группы;

- высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической или иной социальной группы;

- высказывания, содержащие негативные уничижительные оценки личности как представителя определенной национальности, этноса, расы или иной социальной группы (Бельчиков, Горбаневский, Жарков, 2010; Галяшина, 2006).

Исходя из данной типологии высказываний и содержания вопроса, поставленного перед лингвистом-экспертом, определяем характеристики высказываний, которые соответствуют речевым деяниям, направленным на возбуждение религиозной розни. Это:

- высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо конфессиональной (религиозной) группы;

- высказывания враждебного, агрессивного либо уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо конфессиональной (религиозной) группы;

- высказывания побудительного характера, содержащие побуждение к насильственным действиям против лиц определенной религии;

- высказывания об антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной религиозной группы по отношению к другой;

- высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной конфессиональной (религиозной) группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой группы;

- высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо конфессии.

Религия - (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Особенности различных религий должны быть выведены из специфических душевных и народно-психологических особенностей исповедующих религию людей; эти особенности наиболее ярко могут обнаруживаться в различных представлениях о божестве, которые они себе составляют (Философский энциклопедический словарь.- М.:ИНФПА-М, 1997, с.391).

Конфессия — вероисповедание (Современный словарь иностранных слов. М.:Русский язык, 1993, с.307).

Рознь - вражда, ссоры. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990, с.681).

В рамках данного исследования понятия конфессия и религия и производные от них конфессиональный и религиозный рассматриваются как синонимичные.

Понятийный аппарат психологического исследования.

АКТУАЛИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ

Словообразование. Происходит от лат. actualis — деятельный.

Категория. Мнемический процесс.

Специфика. Воспроизведение в сознании индивида приобретенного ранее опыта. При этом востребованное из памяти содержание может быть представлено мыслями, представлениями, движениями, эмоциональными состояниями и т. д.

АППЕРЦЕПЦИЯ

Словообразование. Происходит от лат. ad - к + perceptio — воспринимаю.

Автор. Г.Лейбниц.

Категория. Теоретический конструкт для объяснения феноменов восприятия.

Специфика. Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого-либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания.

После Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт. В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип.

АССОЦИАЦИЯ

Словообразование. Происходит от лат. associatio — соединение.

Категория. Мнемический процесс.

Категория. Установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого.

Контекст. Было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

ВОСПРИЯТИЕ

Категория. Форма ориентировки организма.

Специфика. Процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной.

Свойства. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. Важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

Словообразование. Происходит от лат. verbalis - устный и aggressio — нападение.

Категория. Форма агрессивного поведения.

Специфика. Для отреагирования собственных отрицательных эмоций используются негативные высказывания и соответствующие интонации и другие невербальные компоненты речи.

ВИДЫ РЕЧИ

Категория: Механизмы речи.

Виды: Различают внешнюю речь, которая сможет быть устной или письменной, активной или пассивной, и внутреннюю.

При выполнении целевых функций в структуре какого-либо специального общения, речь модифицируется, при этом она может приобретать, например, поэтическую или магическую форму.

ВНУШАЕМОСТЬ

Категория. Характеристика личности.

Специфика. Повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритичная готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при общении, при чтении книг, при восприятии рекламы.

Обусловливание. Это индивидуальное качество может основываться на склонности к подражанию.

При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответствующего качества личности, которому, кроме внушаемости, свойственны черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности. неуверенности в себе. Повышенная внушаемость также характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением, являющимся основой критичности. Определенные условия, такие как утомление, заболевания, стресс, дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление, могут провоцировать повышение степени внушаемости индивида.

ГРУППОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Автор. I.Janis.

Категория. Феномен социальной психологии.

Специфика. Стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом создается ситуация, когда единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений. Растет уровень конформизма, информация, существенная для деятельности группы, начинает анализироваться тенденциозно, культивируется убеждение во всесилии группы и неоправданный оптимизм.

Литература. Janis I. Victims of group-think. Houghton Mifflin, 1972

НЕГАТИВИЗМ

Словообразование. Происходит от лат. negatio — отрицание.

Категория. Реакция личности.

Специфика. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, связанное с отрицательным к ним отношением, а не с логикой реализации собственных задач. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Категория. Наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков.

Специфика. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ

Словообразование. Происходит от лат. informatio - разъяснение, изложение.

Категория. Восприятие человеком сообщений внешнего мира.

ПРЯМАЯ АГРЕССИЯ

Словообразование. Происходит от лат. aggressio — нападение.

Категория. Форма агрессивного поведения.

Специфика. Носит намеренный характер и цель не скрывается.

КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ

Словообразование. Происходит от лат. aggressio — нападение.

Категория. Форма агрессивного поведения.

Специфика. При косвенной агрессии направленность против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

УБЕЖДЕНИЕ

Категория. Характеристика личности.

Специфика. Представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивации.

О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными препятствиями.

УСТАНОВКА

Категория. Свойство деятельности.

Специфика. Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901 г. в рамках Вюрцбургской школы Г.Майер и И.Орт, ученики К.Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н.Узнадзе.

Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действии другого человека с помощью исключительно психологических средств. На сегодняшний день в психологии классифицированы следующие виды влияния: 1) убеждение (аргументация), 2) самопродвижение, 3) внушение, 4) просьба, 5) принуждение, 6) игнорирование, 7) нападение (агрессия), 8) заражение, 9) побуждение к подражанию (уподобление), 10) формирование благосклонности (завоевывание симпатии, расположение), 11) манипуляция.

Прямое внушение как форма психологического воздействия связано непосредственно с речью (устной или письменной) воздействующего человека. Косвенное внушение используется как некое промежуточное действие или раздражитель с целью усиления эффекта. Нередко косвенное внушение бывает более эффективным, чем прямое, поскольку действует в обход сознания и не вызывает поэтому внутреннего сопротивления у человека, на которого направлено воздействие. По критерию наличия цели и усилий выделяется непреднамеренное и преднамеренное внушение. Последнее представляет собой целенаправленное и сознательное организуемое психологическое воздействие, т.е. у человека, оказывающего психологическое влияние, есть конкретная цель, которой он старается достичь. Второй существенной особенностью преднамеренного внушения является наличие усилий для достижения планируемых целей со стороны человека, осуществляющего психологическое влияние.

Непреднамеренное внушение характеризуется, во-первых, тем, что человек, оказывающий психологическое влияние не ставит перед собой цели внушить данному индивиду ту или иную мысль, действие или поступок. Второй особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек, оказывающий психологическое влияние, не прилагает никаких усилий в плане психологического влияния.

Все внушения делятся на положительные и отрицательные. Первое характеризуется положительной направленностью своего содержания. Оно прививает личности и социальной общности положительные качества, свойства и состояния. К отрицательным внушениям относятся такие, которые своим содержанием сознательно или несознательно, намеренно или ненамеренно прививают людям отрицательные психологические качества, свойства и состояния.

Между воздействием психологического влияния и ответной деятельностью человека, на которого было направлено психологическое влияние, могут быть различные временные соотношения. В зависимости от этого можно говорить о непосредственном и отсроченном внушении.

При непосредственном внушении действие выполняется сразу же после внушения. При отсроченном внушении между воздействием и ответным деятельностью имеется тот или иной временной разрыв, т.е. у человека, подвергшегося психологическому влиянию, создается установка на то, что внушение сработает в будущем.

Внушаемость - степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость индивида зависит от ситуативных и личностных факторов. Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:

Психофизическое состояние индивида - при покое и релаксации внушаемость возрастает, так же как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе.

Низкий уровень осведомленности индивида, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности.

Дефицит времени при принятии решения.

Таким образом, внушение в общем виде можно представить как психологическое воздействие, которое осуществляется с помощью речи и неречевых средств и отличается сниженной аргументацией.

Используемая литература.

1. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. - СПб, 2005.

2. Душкина Н.Р. Психология влияния. СПб, 2004.

3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М: Изд-во РГГУ, 2007

4. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия//Психология воздействия: Сборник научных трудов. - М, 1989.

5. Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб, 2002.

6. Психология. Словарь (под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского). - М: Политиздат, 1990

7. Психологический словарь И.М. Кондаков (электронный)

8. Д. Шевчук. Психолингвистика: техники убеждения. - М: ГроссМедиа, ГРОССБУХ, 2008

9. В.П. Шейнов. Психологическое влияние. - Минск: Харвест, 2007

Исследование по вопросам.

Вопрос 1. Имеются ли в представленном тексте книги «Основы веры в свете Корана и сунны» авторов Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль Бадр, Ибрахим ар-Рухейли в переводе с арабского Э.Р.Кулиева (под редакцией А.М.Факихи, А.аль-Гамиди) - 2-е изд. - М.: Издательский дом «Умма», 2006 г., высказывания, направленные на возбуждение религиозной розни, если имеются, то в каких конкретно словах, фразах, выражениях?

Проведенное для разрешения первого вопроса лингвостилистическое исследование показало, что в оспариваемом тексте книги «Основы веры в свете Корана и сунны» ([Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль-Бадр, Ибрахим ар-Рухейли]; пер. с араб. Э.Р.Кулиева; (под ред. Л.Н.Факихи, А. аль-Гамиди]. — 2-е изд. — М.: Издательский дом «Умма», 2006. — 288с.) имеются высказывания, направленные на возбуждение религиозной розни. Книга «Основы веры в свете Корана и Сунны» состоит из предисловия, введения и трех основных частей. Высказывания с признаками словесного экстремизма (а именно направленные на возбуждение религиозной розни) присутствуют в главе II «ДРУЖБА И ВРАЖДА: СМЫСЛ И УСЛОВИЯ» третьей части на страницах 249-250. Данные высказывания выступают в качестве комментариев к аятам и хадисам (контекстам из Корана и Сунны), цитируемым авторами книги. Приведем данные фрагменты.

Дружба и вражда - это требования единобожия

(1) Мусульмане обязаны дружить и враждовать, любить и ненавидеть только ради Аллаха. Они должны любить мусульман и оказывать им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего. Всевышний приказал любить верующих и дружить с ними: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются. * Если они считают Аллаха, его посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (аль-Маида, 55-56); «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (аль-Маида, 51); «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (аль-Муджадила, 22).

(2) Из этих прекрасных аятов становится ясно, что любить верующих и дружить с ними обязательно, и что это приносит всем им огромную пользу. В то же время с неверующими необходимо враждовать, и аяты предостерегают мусульман от близости с ними и от скверных последствий этого.

Место дружбы и вражды в религии

(3) Дружба с верующими и враждебность к неверующим занимает важное место в исламе. Это — самая надежная из уз веры. Такое отношение к окружающим укрепляет узы любви и дружбы между мусульманами и отделяет их от врагов ислама. Ибн Аббас рассказывал, что посланник Аллаха, [печать-иероглиф], сказал: «Самая надежная из уз веры - это дружба ради Аллаха и вражда ради Аллаха, любовь ради Него и ненависть ради Него» (С. 249-250).

Проанализируем приведенные и выделенные высказывания с целью выявления в них признаков словесного экстремизма.

(1) Мусульмане обязаны дружить и враждовать, любить и ненавидеть только ради Аллаха. Они должны любить мусульман и оказывать им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего.

В данном высказывании можно обнаружить признаки трех из перечисленных типов высказываний с признаками словесного экстремизма:

1) признаки высказываний враждебного, агрессивного характера по отношению к лицам какой-либо конфессиональной (религиозной) группы;

2) признаки высказываний побудительного характера, содержащие побуждение к насильственным действиям против лиц определенной религии;

3) признаки высказываний об антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной религиозной группы по отношению к другой.

1) В данном фрагменте выражается враждебность и агрессивность мусульман по отношению к неверующим (не разделяющим веру в Аллаха). Данный смысл актуализируется в ключевых словах - враждовать (ВРАЖДОВАТЬ, -дую, -дуешь; несов. 1. с кем-чем. Находиться в отношениях напряженной неприязни или войны. В. с пограничной страной. В. друг с другом. Враждующие партии, группировки. Холодная война между враждующими государствами. 2. Находиться в состоянии давней ссоры, вражды. В. с соседями из-за земли. Сначала поругивались, ссорились, теперь по-настоящему враждуют. Враждующие между собой семьи. Враждующие племена, кланы .[5, С. 102]; в данном контексте слово враждовать употребляется в 1 значении) и ненавидеть (НЕНАВИДЕТЬ, -ижу, -идишь; несов., кого-что. 1. Питать ненависть к кому-чему-н. Н. врага. 2. с неопр. Испытывать неприязнь или отвращение к кому-чему-н., не выносить кого-чего-н. Н. ханжей. Н. стряпню (стряпать). Манную кашу ненавижу.[5, С. 408]; слово ненавидеть, как и предыдущее слово, в данном контексте употребляется в 1 значении), а также в устойчивых выражениях питать ненависть (то же, что и ненавидеть), не иметь с ними ничего общего (ОБЩИЙ, -ая, ее; общ, обща, обще и общо. 3. (обще, общи) Взаимный, совпадающий с кем-чем-н. Общие интересы у кого-н. Между ними много общего (сущ.). [5, С. 440]; все выражение в целом является противоположным по смыслу выражению «между ними много общего» и означает «не совпадать с неверующими ни в чем, быть отличными от них»). Данные выражения употребляются в перечислительном ряду со словами враждовать и ненавидеть и составляют с ними особого рода конструкцию - стилистическую фигуру градации, призванную усилить эмоциональное напряжение, в данном случае - повысить градус враждебности, агрессивности, усилить значимость глаголов с негативной семантикой (Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты, с. 102).

Следует отметить, что под неверующими здесь понимается не определенная религиозная группа, а все религиозные группы, отличные от «поборников Аллаха», от «тех, кто верует в Аллаха и в Последний день». Хотя далее в тексте присутствует упоминание двух религиозных групп, относящихся к неверующим — это иудеи и христиане, которые, в соответствии с контекстом книги, «не являются помощниками и друзьями «мусульман, т.е. являются их врагами.

2) В анализируемом фрагменте содержатся также признаки побуждения к действиям против неверующих, т.е. немусульман. Грамматически эти признаки выражаются в кратких прилагательных модального характера со значением долженствования обязаны ( от ОБЯЗАННЫЙ, -ая, -ое; -ан, ана. 1. с неопр. Имеющий что-н. своей обязанностью, дол-гом. Обязан помочь. Обязан подчиняться; ОБЯЗАННОСТЬ, -и, ж. Круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения. Права и обязанности граждан. Служебные обязанности. Возложить на кого-л. Обязанности председателя. [5, С. 442]) и должны (ДОЛЖЕН, -жна, жна, в знач. сказ. 1. с неопр. Обязан сделать что-н. Д. подчиниться приказу.[5, С. 173]), которые грамматически выражают значение побуждения в сочетании с долженствованием, когда «контекст указывает на необходимость, целесообразность того, о чем сообщается» (Русская грамматика, с.115). В данном тексте мусульманам предписывается как должное, важное выполнение следующих действий: «дружить с мусульманами, любить мусульман и оказывать им помощь» и «враждовать с неверующими, ненавидеть их. питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего».

Иными словами, в данном высказывании присутствуют признаки побуждения к действиям против лиц определенных религиозных групп, не разделяющих веру в Аллаха (т.е.. исходя из контекста книги, «неверующих»).

3) В исследуемом фрагменте выражается семиотическая оппозиция «своё» - «чужое» («свой» - «чужой», «мы» - «они»), где под «своими» подразумеваются «мусульмане», «верующие», а под «чужими» — немусульмане, «неверующие». Данная оппозиция создается за счет использования антитезы (стилистической фигуры, построенной по принципу контраста, резкого противопоставления понятий (Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты, с.46), в данном контексте — на противопоставлении, антагонизме людей на основе конфессиональной (религиозной) принадлежности). Кроме того, антагонизм мусульман и неверующих усугубляется указанием на принципиальную несовместимость их интересов (этот смысл выражается в охарактеризованном выше устойчивом выражении не иметь с ними ничего общего).

Этот же смысл (принципиальная несовместимость интересов верующих (мусульман) и неверующих) используется и в толковании понятия вражда (с.248) через дефиницию слова «бара»: Слово «бара» происходит от глагола «бара», означающего «разрывать», «резать». Арабы используют его в выражении «резать карандаш».

Здесь же оно означает разрыв отношений с неверующими, в результате которого верующий перестает любить их, не поддерживает их и проживает рядом с ними только в случае крайней необходимости.

(2) Из этих прекрасных аятов становится ясно, что любить верующих и дружить с ними обязательно, и что это приносит всем им огромную пользу. В то же время с неверующими необходимо враждовать, и аяты предостерегают мусульман от близости с ними и от скверных последствий этого.

Второй фрагмент содержит как признаки антагонизма одной религиозной группы (мусульман) по отношению к другой (неверующим, т.е. немусульманам), так и признаки побуждения мусульман к действиям враждебного характера по отношению к представителям иной религиозной группы - неверующим (т.е. немусульманам).

Антагонизм мусульман и неверующих выражается в анализируемом контексте через противопоставление действий, предписанных в отношении мусульман (в тексте - верующих) («любить верующих и дружить с ними») и немусульман (в тексте - неверующих) («с неверующими необходимо враждовать»): ЛЮБИТЬ —«1. кого-что. Испытывать любовь к кому-чему-нибудь. Любить родину. Любить детей. [Ожегов, с.335]; ДРУЖИТЬ - «1. с кем. Находиться с кем-нибудь в дружбе [Ожегов, с. 184]; ВРАЖДОВАТЬ -1. с кем-чем. Находиться в отношениях напряженной неприязни или войны [Ожегов, с. 102]. Антагонизм в данном фрагменте базируется на противоположной семантике глаголов и усиливается с помощью модальных наречий обязательно (ОБЯЗАТЕЛЬНО, от обязательный — «1. Безусловный для исполнения, непременный. Обязательное посещение лекций [Ожегов, с.440]) и необходимо (от НЕОБХОДИМЫЙ - 3. необходимо, в знач. сказ., с неопр. и (разг.) что. То же, что нужно (см. нужный в 3 и 4 знач.). Необходимо узнать. Необходимо, чтобы он пришел. Мне необходимо сто рублей. [ Ожегов, с. 408]; НУЖНЫЙ - 3. нужно, в знач. сказ., с неопр. Следует, необходимо. Нужно торопиться. Нужно, чтобы все явились. 4. нужно, в знач. сказ., кого-что и чего. Требуется, следует иметь. Нужно врача, советчика. Мне нужно пять рублей. Нужно денег. [Ожегов, с. 423], которые указывают на обязательность вражды и дружбы.

Кроме того, антагонизм усиливается через указание на результаты выполнения/невыполнения данных предписаний: в случае выполнения предписания «любить верующих», т.е. единоверцев, мусульман ожидает огромная польза»; в то же время в случае нарушения предписания «враждовать с неверующими» их ожидают «скверные последствия» (СКВЕРНЫЙ - «2. Очень плохой (в 1 знач.) (разг.) настроение. Скверная погода. Скверное настроение. Скверно (в знач. сказ.) на душе. [Ожегов, с.721]). При этом глагол предостерегают отсылает читателя задуматься над тем, какого рода скверные последствия от близости с немусульманами могут ожидать мусульман, апеллируя к возможным фоновым знаниям читателя, связанным именно с негативными фактами в истории взаимоотношений мусульман и немусульман.

В данном текстовом фрагменте содержатся также признаки побуждения мусульман к действиям враждебного характера по отношению к представителям иной религиозной группы - неверующим (т.е. немусульманам), которые грамматически выражаются через значение краткого прилагательного модального характера со значением долженствования необходимо (значение охарактеризовано выше) и глагола в неопределенной форме враждовать (значение охарактеризовано выше), которые в целом обозначают предписываемое как должное, важное выполнение враждебных действий против неверующих.

(3) Дружба с верующими и враждебность к неверующим занимает важное место в исламе. Это - самая надежная из уз веры. Такое отношение к окружающим укрепляет узы любви и дружбы между мусульманами и отделяет их от врагов ислама. Ибн Аббас рассказывал, что посланник Аллаха, [печать-иероглиф], сказал: «Самая надежная из уз веры — это дружба ради Аллаха и вражда ради Аллаха, любовь ради Него и ненависть ради Него» (С. 249-250).

В данном фрагменте содержатся признаки двух типов высказываний, относящихся к словесному экстремизму:

1) признаки антагонизма одной религиозной группы (мусульман) по отношению к другой (неверующим, т.е. врагам ислама)».

2) признаки высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление враждебных действий в отношении неверующих, а также их оправдание и обоснование.

Антагонизм мусульмане-немусульмане (т.е. неверующие) выражается в данном фрагменте через противоположные смыслы ключевых понятий и номинаций: дружба-враждебность, верующие-неверующие, мусульмане-враги ислама. Последняя в перечислительном ряду номинация враги ислама (ВРАГ, -а, м. 1. Человек, к-рый находится в состоянии вражды с кем-н., противник. Заклятый в. 2. Военный противник, неприятель. В. разбит. 3. чего. Принципиальный противник чего-н. В. курения. [Ожегов, с. 102]) усиливает противопоставление с мусульманами через наличие в лексеме враг негативно оценочной семы (элемента значения) «противник», а также фоновой информации, связанной с событиями последних десятилетий (прецедентами военного характера) и нестабильностью общественно-политической ситуации на Ближнем Востоке.

Кроме антагонизма мусульмане-немусульмане, в данном текстовом фрагменте можно обнаружить признаки положительной оценки, восхваления враждебных действий в отношении неверующих, а также их оправдание и обоснование. Враждебность к неверующим в данном контексте рассматривается как самая надежная из уз веры, что означает положительную оценку, а с учетом грамматической формы имени прилагательного превосходной степени самая надежная, указывающей на проявление признака в высшей степени — ) — выражает восхваление враждебных действий в отношении неверующих. Кроме того, в тексте налицо попытка оправдать данное отношение к неверующим через указание на цитату из первоисточника, в которой враждебное отношение к неверующим рассматривается как благо для каждого истинно верующего, т.к. оно имеет высокую цель ради Аллаха и укрепляет узы любви и дружбы между мусульманами.

Вопрос 2. Имеются ли в представленном тексте книги признаки оказания психологического воздействия на читателей с целью побуждения к действиям против какой-либо религии или отдельных лиц как ее представителей? Если имеются, то в каких конкретно словах, фразах, выражениях?

Проведенное для разрешения второго вопроса психолингвистическое исследование показало, что в оспариваемом тексте книги «Основы веры в свете Корана и сунны» ([Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль - Бадр, Ибрахим ар-Рухейли]; пер. с араб. Э.Р.Кулиева; [под ред. А.Н.Факихи, А. аль-Гамиди]. - 2-е изд. - М.: Издательский дом «Умма», 2006. -288 с.) имеются признаки оказания психологического воздействия на читателей с целью побуждения к действиям против какой-либо религии, а именно на стр. 249 говорится: «Они (т.е. мусульмане) должны любить мусульман и оказывать им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего». Далее по тексту следует: «...О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них». Далее на стр. 249 дается авторский комментарий, а именно: «...в то же время с неверующими необходимо враждовать, и аяты предостерегают мусульман от близости с ними и от последствий этого». Исходя из вышеизложенного можно констатировать наличие четких установок на ненависть в отношении лиц другой веры, а именно по отношению к неверующим, а также к иудеям и христианам. Также в данном материале содержится высказывания, содержащие пропаганду определенного поведения (а именно ненависти и вражды) по отношению к неверующим, иудеям и христианам. В тексте приводится аят на данную тему и авторские комментарии.

На стр. 249-250 также в авторских комментариях содержится следующее: «...дружба с верующими и враждебность к неверующим занимает важное место в исламе. Это - самая надежная из уз веры. Такое отношение к окружающим укрепляет узы любви и дружбы между мусульманами и отделяет их от врагов ислама. Ибн Аббас рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Самая надежная из уз веры - это дружба ради Аллаха и вражда ради Аллаха, любовь ради Него и ненависть ради Него». Таким образом, в данной цитате имеет место целенаправленная передача отрицательных эмоциональных оценок (а именно «враги ислама»), негативных установок по отношению к врагам ислама, в данном тексте используется прямое внушение как прием психологического влияния на читателя. На стр. 251-252 приводятся примеры дружбы и вражды, а именно: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим и тс, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха...».

В данном материале содержится прямая информация, побуждающая к определенной вере (а именно к исламу), а также имеет место побуждение к ненависти и вражде по отношению к тем, что не поклоняется Аллаху. Также в данном тексте содержится прямая угроза («мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки») лицам, не уверовавшим в Аллаха.

Вопрос 3. Является ли лингвистическое исследование специалиста Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России от 06.05.2009 года научно обоснованным?

Оценка правомерности результатов исследования эксперта (в данном случае - специалиста Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России) находится вне компетенции другого эксперта. Однако эксперт вправе дать оценку научному аппарату, который используется в экспертном заключении. В данном случае в лингвистическом исследовании специалиста Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России от 06.05.2009 г. приводится перечень использованной литературы, который является рекомендованным профессиональным сообществом для применения в исследованиях спорных текстов (в том числе и с целью выявления признаков словесного экстремизма), что позволяет квалифицировать данную литературу и применяемый понятийный аппарат как приемлемые для проведения исследования спорных текстов и получения научно обоснованных выводов.

ВЫВОДЫ.

1. В представленном для исследования тексте книги «Основы веры в свете Корана и сунны» ([Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль-Бадр, Ибрахим ар-Рухейли]; пер. с араб. Э.Р.Кулиева; [под ред. А.Н.Факихи, А. аль-Гамиди]. - 2-е изд. - М.: Издательский дом «Умма», 2006. — 288с.) имеются высказывания, направленные на возбуждение религиозной розни во фрагментах, отмеченных в исследовательской части экспертного заключения (на стр. 12-18). Данные высказывания обладают следующими признаками, которые дозволяют квалифицировать их как высказывания с признаками словесного экстремизма (а именно направленные на возбуждение религиозной розни). Это: 1) признаки высказываний враждебного, агрессивного характера по отношению к лицам какой-либо конфессиональной (религиозной) группы (а именно враждебность и агрессивность мусульман по отношению к неверующим (не разделяющим веру в Аллаха); 2) признаки высказываний побудительного характера, содержащие побуждение к насильственным действиям против лиц определенной религии (признаки побуждения к действиям против лиц определенных религиозных групп, не разделяющих веру в Аллаха (т.е., исходя из контекста книги- «неверующих»); 3) признаки высказываний об антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной религиозной группы по отношению к другой (а именно антагонизм мусульман и неверующих, который усугубляется указанием на принципиальную несовместимость их интересов); 4) признаки высказываний, содержащих положительные оценки, восхваление враждебных действий в отношении неверующих, а также их оправдание и обоснование.

2. В тексте рассматриваемой книги, а именно в главе II. «Дружба и вражда: смысл и условия» содержатся признаки оказания психологического воздействия на читателей, а именно имеют место словесные средства, выражающие отрицательную оценку и негативные установки на ненависть в отношении неверующих лиц, иудеев, христиан, а также врагов ислама, содержится пропаганда определенного поведения (а именно ненависти и вражды) по отношению к неверующим, приводится конкретный пример на стр. 249 - 250. В целом, в данной главе используется прямое внушение как прием психологического влияния на читателя, что может спровоцировать действия против какой-либо религии или отдельных лиц как ее представителей.

3. С точки зрения профессионального сообщества, применяемые в лингвистическом исследовании специалиста Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России от 06.05.2009 г. понятийный аппарат и научная литература квалифицируются как приемлемые для проведения подобного рода исследований спорных текстов (в том числе и с целью выявления признаков словесного экстремизма) и получения научно обоснованных выводов.

Действительный член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС), доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Тольяттинского государственного университета, председатель правления Самарской региональной общественной организации Научно-консультационный центр «Лингва» М.А.Венгранович

Медицинский психолог психиатрического отделения №6 ГУЗ СО «Тольяттинский психо-неврологический диспансер» С.В.Качалова

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.