За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Главная Свобода вероисповеданий в законодательстве Российской Империи Выдержки из Полного собрания законов Российской Империи, Собрание 1

Выдержки из Полного собрания законов Российской Империи, Собрание 1

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том 1

 

 1649 год, «Соборное Уложение», Глава I «О богохульниках и церковных мятежниках», ст. 1: «Будет кто иноверцы, какой бы то ни было веры, или Русский человек, возводить хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родившую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и присно Деву Марию, или на честный Крест, или на Святых Его Угодников, того сыскивать; и сыщется тот, и того богохульника казнить, сжечь». Глава XVI «О поместных землях», ст. 44: «А которые князи, и мурзы, и татары, и мордва, и чуваша, и черемиса, и вотяки крестились в православную христианскую веру, и у тех у новокрещенов поместных земель не отнимать, и татарам не отдавать». Глава XX. «Суд о холопах». ст. 70: «А иноземцем некрещеным на Москве и в городах держать у себя во дворах в работе иноземцев же всяких разных вер, а русским людям у иноземцев некрещеных, по крепостям и добровольно, в холопстве не быть, для того, в прошлом во 136-м году ведомо учинилось, блаженный памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Руси, и отцу его государеву, блаженныя памяти, великому государю святейшему Филарету Никитичу, патриарху Московскому и всея Руси, что на Москве и в городах у иноверных у некрещеных иноземцев служат православные христиане, и тем православным христианам от иноверцев чинитца теснота и осквернение, и многие без покаяния, без отцов духовных помирают, и в великий пост и в иные посты мясо и всякой скором едят неволею. И блаженны памяти великий государь и великий князь Михаил Феодорович всея Руси, и отец его государев блаженные ж памяти великий государь, святейший Филарет Никитич патриарх Московский и всея Руси указали православных христиан у иноземцев некрещеных из дворов взять, и вперед тем православным христианам у иноверных, у некрещеных у иноземцев, во дворах быть не велели, чтоб в том христианским душам осквернения не было и без покаяния не помирали б. И ныне по тому же у иноземцев некрещеных русским людям во дворах не быть никоторыми делы. А будет которые русские люди учнут у некрещеных иноземцев во дворах служить по крепостям, или добровольно, и тех сыскивая, чините им жестокое наказание, чтоб им и иным таким не повадно было так делать». Глава XXII «Указ, за какую вину кому чинить смертную казнь, а за какую вину не казнить, а наказывать», ст. 24: «А будет кого бусурман какими-нибудь мерами, насильством или обманом русского человека своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется допряма: и того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он Русского человека обусурманит, того Русского человека отослать к Патриарху, или к иной власти, и велеть учинить ему указ, по правилам Святых Апостолов и Святых Отцов».

Закон 616, 1675 год: «Которые татарские и иных иноземцев поместья и вотчины взяты и розданы русским людям и новокрещеным за крещение в православную веру, и тем быть за теми по даче, а прежним помещикам бусурманам не давать; а которым новокрещеным даны отписные, а старые поместья мурз и татар, а после того мурзы и татары крестятся, и им старых их поместий не поворачивать же, а велеть им поместья приискивать вновь из выморочных поместий».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том II

 

Закон 823, 21 мая 1680 года, указ «О разных монарших милостях романовским мурзам и татарам за принятие христианской веры»: «Познав Романовские Мурзы и Татары истинную веру Греческого закона, и желая добрым своим хотением быть во благочестии, волею своею били челом Великому Государю, чтоб Великий Государь пожаловал, велел их крестить в православную Христианскую веру. И по Его Царского Величества указу в православную Христианскую веру они крещены, и Великий Государь, Его Царское Величество, жалует их, за то милостиво похваляет, и жалуя Великий Государь их за крещение в православную Христианскую веру, велел их писать Княжим именем. Да их же пожаловал Великий Государь, велел им быть у Себя Великого Государя в Стольниках, и учинить им Своего Государева жалованья поместные и денежные оклады против их братий, таких же новокрещенов; а которые их поместья и вотчины на Его Великого Государя отписаны были за их вины и за съезд с службы из полку, и велено было раздать в раздачу, и теми поместьями и вотчинами Великий Государь пожаловал их по прежнему. Да их же пожаловал Великий Государь, не велел посылать на Свою Государеву службу три года».

Закон 867, 16 мая 1681 года, указ «Об отписке у мурз и татар поместий и вотчин, и о выгодах, какие принявшим христианскую веру предоставляются»: «Низовых городов у мурз и у татар, и мурзинских, и татарских жен, и у вдов, и у недорослей, и у девок поместья их и вотчины с крестьяны и с бобыли отписать на себя великого государя... А будет которые мурзы и татарове похотят в православную христьянскую веру креститься, и тех крестить, и отписным крестьянам за ними быть по-прежнему, да им же давать жалованье... да и мордве сказать, чтобы они, поискав благочестивые христьянские веры, крестились все, а как они крестятся, и им во всяких податях даны будут льготы на 6 лет».

Закон 870, 24 мая 1681 года, указ «О поместьях романовских и ярославских мурз и татар»: «Которые романовские и ярославские мурзы, и татары во святую православную христьянскую веру крестились, и им по указу великого государя за крещение православные христьянския веры ведено отдать поместья и вотчины родственников их некрещеных..., а которые романовские и ярославские мурзы и татарове упрямством своим во святую православную христьянскую веру греческого закона не крестились, по указу Великого государя с женами и с детьми, и с людьми их бусурманские веры посланы с Москвы на Углич, и ведено их поставить на постоялых дворах, и в том городе жить им до указу великого государя, а кормить их велено родственникам их тем, которым за крещение в православную христианскую веру тех мурз и татар поместья и вотчины отданы. А буде Мурзы и татары похотят сами во святую православную Христианскую веру Греческого закона креститься, и их велено крестить, а поместья и вотчины отдавать им по прежнему».

Закон 1099, 16 декабря 1684 года, указ «О запрете кабалить новокрещенных служилых и не служилых»: «...впредь на Москве и в городах новокрещенных служилых и не служилых, и ясачных, и посошных людей в кабальное холопство ни имать..., а которые иноверцы крестились в православную веру, и станут бить челом кому в кабальное холопство и кабалы на себя давать и их освобождать и за то, что они станут бить челом кому во двор, в холопство, чинить наказание».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том V

 

Закон 2734, 3 ноября 1713 года: «Великий государь указал в Казанской и Азовской губерниях бусурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вотчины, и в тех их поместьях и вотчинах за ними крестьяне и дворовые, и деловые люди православные христианские веры, сказать свой великого государя указ, чтобы они, бусурманы, крестились конечно в полгода; а как воспримут святое, и теми поместьями, и вотчинами, и людьми, и крестьянами владеть по-прежнему. А ежели они в полгода не крестятся, и те их поместья, и вотчины с людьми и со крестьянами у них взять и отписать на него великого государя, и без указу, никому не отдавать; а сколько человек из тех бусурман воспримут святое крещение и сколько человек не крестятся, и что у таких поместий и вотчин отписано будет, о том в канцелярию Сената прислать из тех губерний ведение».

Закон 2741, 27 ноября 1713 года: «...Деревни, которые за бусурманами, сказать, что ежели не крестятся все, отнять, и чтобы долгого срока не давать...»

Закон 2920, 12 июля 1715 года: «Великий государь указал: ежели которые мурзы и татары, и другие люди магометанской веры, за которыми есть русские крестьяне, воспримут православную христианскую веру, и за ними тем русским крестьянам быть по-прежнему, а которые мурзы и татары, и другие магометанские ж веры креститься не похотят, и у тех русских крестьян с пашнею и со всеми угодьи, чем они крестьяне владели, отписать на великого государя, а мурзам и татарам жить в домах своих и земель их, и всякого угодия и мельниц, которыми они владели, кроме крестьянских земель, не отписывать, а владеть им...»

Закон 3006, 30 марта 1716 года, «Устав воинский», арт. 3-6, «Кто имени Божию хуление приносит, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том обличен он будет; хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожечь и потом отсечь голову... Кто пресвятую деву Матерь Божью Деву Марию и Святых ругательными словами поносить, оный имеет, по состоянию его особы и хуления, телесным наказаниям отсечению сустава наказан или лишения жизни. Ежели кто слышит такое хуление, и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст, по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть. А ежели слова ругателя не содержали богохуления, либо богохуление было по легкомыслию, и учинится то единожды или дважды, да иметь преступитель в железо заключенным на 14 дней быть, и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутень наказать, а в третье расстрелян быть».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том VI

 

13 января 1720 года, «Морской Устав», книга 4, глава 1, ст. 1-5: «...все идолопоклонства, чародейства, с великим подтверждением запрещаются. И ежели кто такой найдется, или сему подобный суеверный, или богохульный: оный по состоянию дела, в жестоком заключении в железах, и клещами наказан, или весьма сожжен быть. Кто имени Божию хуление приносит и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и Святым Таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен и отсечение глаза да будет. Кто Пресвятую Матерь Божию Деву Марию и Святых, и предания, и уставы церкви ругательными словами поносит: оный имеет по состоянию его особы и хуления, телесным наказанием наказан и живота лишен быть, по силе хуления. Ежели кто слышит такое хуление и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст: оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, чина, живота или своих пожитков лишен быть, по важности дела. А ежели слова оного ругателя никакого богохуления в себе не содержат и токмо из легкомыслия произошли; а учинятся, то единожды: тогда имеет преступитель, ежели офицер, вычетом жалования по важности преступления наказан быть; а ежели то повторит, то наказание умножено быть имеет и к тому публично церковное покаяние принести должен, а в-третьи расстрелян быть имеет...»

Закон 3637, 1 сентября 1720 года: «Которые некрещеные разных народов люди восприяли Православную Греческого закона веру, или которые впредь воспримут всем двором, сколько они же не обретаются, тем во всяких государственных сборах и в изделиях давать льготы на три года, дабы тем придать к восприятию веры греческого закона лучшую охоту. А из которых дворов будут приходить креститься только некоторые персоны, а не все того двора жители, оную льготу давать только тем, которые святое крещение примут, по расчленению тягла...»

Закон 3963, 12 апреля 1722 года, «…Дела Духовные, которые суду Патриаршему подлежали, и в ведении Рязанского Архиерея Патриаршу Епархию правившего, по Именному Его Императорского Величия указу были, а ныне по Духовному Регламенту подлежат синодальному суду сии суть: 1. Богохульные. 2. Еретичесикие. 3. Раскольные. 4. Волшебные...»

Закон 4123, 2 ноября 1722 года, указ губернатору Казани «О не приеме в рекруты крестившихся иноверцев»: «...по получении сего указа тех, которые из бусурман крестились, в службу не бери и которые взятые ныне обретаются еще в казанском гарнизоне и оных отпусти в дома их... А которые креститься не хотят, и таких бери в службу по прежнему указу».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том VIII

 

Закон 5333, 12 сентября 1728 года «Наказ губернаторам и воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать», наказ 19: «Понеже в Российской Империи многие обретаются иноверцы, а именно: Мордва, Чуваша, Черемиса, Остяки, Вотяки, Лопари и иные им подобные, из которых народов небезизвестно есть, что Магометане превращают в свою веру, и обрезывают, чего Губернатору и Воеводе накрепко смотреть, и отнюдь до того не допущать. А ежели явятся такие Магометане или другие иноверцы, которые тайно или явно кого из Российских народов в свою веру превратят и обрежут, таких брать и разыскивать, и по розыску чинить указ по Уложению 22 главы 24 статьи, а именно: казнить смертью, сжечь без всякого милосердия».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том IX

 

Закон 6890, 11 февраля 1736 года, пункт 14: «В башкирах Ахунам (глава духовенства областей и городских общин, через них царские власти взаимодействовали с имамами) быть по одному на дороге, итого четырем, и тем Ахунам чинить особые присяги, дабы им о всяких худых поступках объявлять и не таить и никого из других вер в свой закон не приводить и не обрезывать, без указов мечетей и школ новых не строить; и который ахун из них умрет: то на их места с челобитья, усматривая верность, определять».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XI

 

Закон 8236, 2 сентября 1740 года, «Об отправлении Архимандрита с некоторым числом священнослужителей в разные губернии для обучения новокрещенных Христианскому закону и о преимуществах, новообращенным дарованным»: «Всем новокрещенным нашим указом объявить... с некрещенными, сколько возможно, от общения удалялись; а которые от бесстрашия ленности и нерадения в церковь в вышеозначенные дни приходить не будут, на таких вместо штрафа налагать легкую церковную епитимию, например: велеть в церкви публично класть по нескольку поклонов и прочим тому подобному склонять по рассмотрению определенных к ним духовных персон, а особливо того усматривать над восприявшими веру Христианского благочестия из Магометанского народа: понеже оные, как упомянутый Архимандрит Алексей представлял, в обычаях своих бывают весьма замерзлы и ко крещению никто из них по благоволению не придет, разве к тому привлечет кого нужда какая... Оставшиеся иноверцы в тех местах, где оные новокрещенные вместе с ними жили, будут за них подушные деньги платить и провиант ставить... касающиеся до новокрещенных иноверцев дела (о совершенных ими преступлениях) в судебных местах рассматривать по самой истинной правде и невиновных защищать и оборонять и до разорения не допускать и стараться такие дела решить без дальних волокит».

Закон 8664, 19 ноября 1742 года: «Все имеющияся в Казанской губернии новопостроенныя за запретительными указами мечети, по силе Святейшаго синода определения и посланнаго в Казанскую губернскую канцелярию указа, а наипаче в таких местах, где восприявшие веру греческаго исповедания жительства имеют, сломать и впредь строить отнюдь не допущать, и того Казанской, Сибирской, Астраханской и Воронежской губерниях накрепко предостерегать; ежели же где оные татара жительство свое имеют в отдалении от новокрещенных жительств, и особливыми от них селами и деревнями состоят, а в них мечети есть же, оные описав, сколько где ныне таковых есть, а когда построены и в скольком одна от другой мечети расстоянии, и при скольких дворах, и должно ль им впредь быть, или кои разломать, или без разломки для неминуемой жителей татарских законной нужды оставить надлежит: о том о всем тем губернским канцеляриям с епархиальными архиереи согласиться, и на мере постановя, в Правительствующий сенат донести, и ожидать конфирмации. О превращенных в магометанский закон, по силе губернаторской инструкции 19 пункта, губернаторам и тех губерний провинциальным и городовым воеводам всем удобовозможными способами разведать, а кто явиться, сыскивать накрепко, кем из какой веры или народа к магометанскому закону навращены и в вере их утверждены, и по следствию на кого покажут и сыщется про то допряма, чинить с таковым, как вышеозначенным пунктом повелено, а чувашам и другим всякого звания нации превращенным, ежели они по призыванию к добровольному увещанию креститься не пожелают, чинить штраф по указам же; однако притом всемерно наблюдать, и по поданным доношениям в следствие то вступать разве, дав достаточно и по явным доказательствам, дабы напрасного нималейшаго претерпения никто не понес...»

Закон 8793, 28 сентября 1743 года, указ «О разных преимуществах, предоставляемых Магометанам за восприятие Грекороссийского исповедания»: «Тем новокрещенам из магометанского закона за восприятие святого крещения из холопства и крестьянства от помещиков иноверных быть свободными вечно, и тем прежним помещикам до владения их новокрещенами никакого дела не иметь, а по крещении переводить семьи их в слободы с прочими новокрещенными, разве то оные помещики сами, по желанию своему, воспримут веру греческого исповедания, тогда крепостные и холопы их отданы будут во владение своим господам по-прежнему. Которые из иноверцев в разных городах живут у разных чинов людей, аки бы по заемным крепостям и заемным же письмам, в одной только ссуде, под неволею, и воспримут святое крещение: тем платеж тех денег заимодавцам, которые служат по кабалам, взятым от крепостных дел, зачитать от того числа, как те кабалы на них взяты, женатым по 5 рублей, а холостым по 3 рубли на год и по заживе тех денег от заимодавцев, выдав им заемныя кабалы, чинить их свободных; а которые служат по заемным же партикулярным письмам, тех из домов и деревень от заимодавцев учинить свободных же, без всякаго задержания и платежа. А кем такия партикулярныя писанныя жилыя в займах кабалы и письма взяты на новокрещенных свободных людей, таким кабалам и письмам быть не действительным и тех новокрещенных из холопства от тех людей взяв, отпустить на волю, для того что на подданных свободных людей никому никаких жилых кабал брать не велено. И впредь таких в займах и тому подобных на новокрещенных людей кабал ни на кого не давать и никакими крепостьми за собою отнюдь никому не укреплять и у крепостных дел таких кабал и крепостей ни на кого не писать. И о том во всей нашей Российской Империи публиковать печатными указами.

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XII

 

Закон 8978, 22 июня 1744: «Правительствующий сенат, слушав, обще с святейшим синодом, выписки, поданной сего 1744 апреля 13, по прошению Казанской губернии Казанскаго, Свияжскаго и Симбирскаго уездов выборных служилых ясачных татар, о даче им позволения о построении сломанных татарских мечетей, согласно приказали: которые татарские мечети есть в таких местах, где русские, также из иноверцев, новокрещенные живут в одних деревнях, хотя где св. церкви веры греческого исповедания построены, или где оных и нет, а по прежде посланным указам, те татарские мечети еще поныне не сломаны: те мечети все сломать, и вновь строить в тех деревнях, где русские и новокрещенные жить будут, отнюдь не давать, дабы новокрещенным от магометан не было какого соблазна. А тех иноверцев, из тех деревень, по силе состоявшагося сентября 28 дня 1743 года, его императорскаго величества указа, переселить в другая деревни, где такие же иноверцы живут. А хотя по грамоте 1701 года, татарам мечети иметь и запрещено, и то не для чего иного тогда было учинено, чтоб не были те мечети в одних жительствах с русскими и новокрещенными, как о том из той же грамоты видно. А понеже из присланной из Казанской губернии о тех мечетях ведомости, показано, что в Казани и в Казанском уезде мечетей татарских было 536, из того числа сломано 418, и из тех всех, об одних объявлено, что построены еще до взятия под российское владение Казани, а другие назад тому лет 200 и ниже. Того ради в рассуждении того, ежели у них, татар, все мечети их сломать, то из того не иное что последовать может, токмо одно им, татарам, в их законе оскорбление, и от того б не могло до разглашения дойти в такия места, где между магометанами, в других государствах живут люди веры греческого исповедания, и построены Божия церкви, и не произошло б какого тем церквам утеснения; к тому ж живущие в России татары магометанского закона приводятся к присягам по их законам в их мечетях. Того ради для таких обстоятельств, в Казани в татарской слободе, для татар магометанскаго закона, велеть им построить, ежели все сломаны, только две мечети, а в Казанском и прочих той губернии уездах, також в Воронежской, Нижегородской, Астраханской и Симбирской губерниях, где магометанцы ж жительство имеют особыми деревнями, в которых жительства русских и новокрещенных нет, а в тех их татарских деревнях, по переписи мужеска пола душ написано не менее, как от 200 до 300 душ, в каждой: таким, губернаторам, обще с епархиальными архиереи, до строения тех татарских мечетей, ежели где старыя сломаны, их допускать. А ежели в которой татарской деревне толикаго числе душ по переписи мужескаго пола нет, а мечети быть надобно: то велеть к той деревне приписывать ближния к ней деревни, чтоб было у каждой мечети, как выше писано, от 200 до 300 душ; и где те мечети из несломанных оставить, или вновь, вместо сломанной, построить определено будет: тем всем мечетям, в которой деревни и при скольких числом по переписи душ будет определено, подробныя ведомости прислать в правительств, сенат и святейший правительственный синод при доношениях, а таковы же оставить в губерниях и епархиях. А более того определеннаго числа, тех мечетей впредь, хотя по новой переписи, и после того, числом душ пред нынешним, их татар и умножилось, строить отнюдь не допускать, и того смотреть накрепко губернаторам и воеводам и епархиальных архиереям; а быть толикому числе мечетей, сколько по нынешнему положению по числу мужескаго пола душ определено; а ежели сверх того положения, где останутся излишния мечети, по прежним указам, сломать немедленно. И всем тем татарам и их обызам и их выборным Магометанского закона объявить указ с подписками, чтобы они, как русских, так и новокрещенных, и калмык, Мордву, Черемис, Чуваш и прочих всякого звания людей, хотя бы кои иноверцы и в их услугах были, в свой Магометанский закон ни под каким видом отнюдь не склоняли, не превращали и не обрезывали; а ежели кто в том явится виновным, таким, по следствию и по розыску чинить, как прежние указы, и Губернаторская и Воеводская инструкция повелевает, без всякой пощады; чего смотреть губернаторам и воеводам накрепко... А когда в их татарские жилища будут приезжать Российские Духовные персоны для проповеди слова Божия: и им Татарам, тем проповедникам, никакого препятствия и озлобления не чинить. И ежели кто из них Татар, по своему соизволению, пожелает восприять веру Греческого вероисповедания: и им Татарам, тем желающим, никаких озлобления и обид не чинить; так же и их Татар, к обращению в веру Греческого исповедания, как Духовным, так и Светским персонам, в неволю, никакого принуждения и озлобления не чинить же; о чем им Татарам и их Обызам объявить. Что же астраханский губернатор пишет о несломании мечетей прочих народов, кроме татар, а сколько каких именно, того не показано: того ради, из этой губернии, о том прислать в сенат обстоятельную ведомость, по которой тогда и решение учинено будет; и о том послать указы».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XIX

 

Закон 13996, 17 июня 1773 года, Синодский указ «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении Архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальникам»: «Святейший Правительствующего Синод, слушав сообщенного из Правительствующего Сената ведения, коим объявлено: Правительствующему де Сенату Генерал-Прокурор и Кавалер Князь Александр Алексеевич Вяземский объявил, что он, вследствие определения Правительствующего Сената, на сообщенные сведения из Святейшего Синода ведения, коим требовано об учинении рассмотрения о построенных в Казани в Старой Татарской слободе, по дозволению, в бытность там в 767 году Губернатором, Тайного Советника, Сенатора и Кавалера Андрея Никитича Квашнина-Самарина, близ благочестивых церквей и в общем жительстве Татар и новокрещенов, двух каменных мечетях, докладывал Ее Императорскому Величеству, и 29 числа минувшего Мая получил на то Высочайший отзыв, что как Всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то и Ее Величество из тех же правил, сходствуя Его Святой воле, и в сем поступать изволит, желая только, чтоб между подданными Ее Величества всегда любовь и согласие царствовало; а впрочем бывший Губернатор Квашнин-Самарин дозволение строить каменные мечети сделал в сходственность данного большого Наказа 494, 495 и 496 статей, которые в том ведении точно прописаны. Приказали: Как Синодальный членам, так во все Епархии к Преосвященным Архиереям послать указы, в которых написать, что по представленным в Святейший Синод от Синодального Члена, Преосвященного Вениамина, Архиепископа Казанского, и из других Епархий доношениям о построенных в городе Казани и в прочих местах близ благочестивых церквей и в общем жительстве Татар и новокрещен Татарских мечетях и о прочем, Святейший Синод с Правительствущим Сенатом сношение имел, и напоследок получив от Правительстующего Сената ведение ж и имея по оному рассуждение, определить: отныне Преосвященным архиереям, в дела, касающиеся до всех иноверных исповеданий и до построения по их законам молитвенных домов, не вступать, а предоставлять оное все на рассмотрение светских команд. Преосвященные же Архиереи, так как и светские команды, должны прилагать, в силу Государственных законов, старание, чтоб оттого между подданными Ее Императорского Величества не могло быть никакого разногласия, а паче б между ими любовь, тишина и согласие царствовало».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XXI

 

Закон 15379, 8 апреля 1782 «Устав благочиния или полицейский», статья 195: «Подтверждается и возобновляется запрещение всем и каждому возводить хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родившую его Пречистую Владычицу, нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный Крест, или на Святых его угодников». Статья 237: «Будет кто возлагать хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родившую его Пречистую Владычицу, нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный Крест, или на Святых его угодников: того отослать в суд, и да накажется, как законом предписано». Статья 242: «Будет кто иноверный отвратить православного от православия, или уговорит перейти в иную веру: да отдастся под стражу и отошлется в суд и накажется по мере преступления, им учиненного, как в законах написано». Статья 243: «Будет кто православный перейдет в иную веру: да отдастся под стражу и отошлется в суд, да накажется, как в законах написано».

Закон 15653, 28 января 1783 года, Указ Именной, данный Генерал-Поручику Каменскому «О дозволении подданным Магометанского закона избирать самим у себя ахунов»: «На донесение ваше от 30 Декабря сим ответствуем. 1. Что касается до свободы подданным Нашим закона Магометанского строить в селениях их мечети, где прежде оные были, и где они по числу людей необходимо нужны, також наблюдения, дабы те мечети без надобности в тягость их собственную умножаемы не были, в том поступать по прежним указам. 2. Мы приемлем за благо представление ваше о неудобности выписывать им ахунов из Бухарии или другой чужой земли, и соизволяем, чтоб они сами у себя таковых ахунов избирали и поставляли. 3. Что же касается до заседания духовных их в Нижних и Верхней Расправах, не надлежит, чтоб звание их духовное давало к тому какое либо особливое право; но ежели их ахуны или тому подобные избраны будут добровольно обществом на основании учреждений, во что вступаться однако ж со стороны управления не следует, в Верхнюю или Нижнюю Расправы в заседатели; в таком случае и могут они тем выбором пользоваться».

Закон 15708, 8 апреля 1783 года, Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу»: «В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым, в руках Наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портою Оттоманскою, преобразив на тот конец народы Татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россией и Портою в прежнем Татар состоянии. Не достигли Мы однако ж в пределах той части Империи Нашей тишины и безопасности, кои долженствовали быть плодами сего постановления. Татара, преклоняясь на чужие внушения, тотчас стали действовать вопреки собственному благу, от Нас им дарованному. Избранный ими в таковой перемене бытия их самовластный Хан был вытеснен из места и отчизны пришлецом, который готовился возвратить их под иго прежнего господства. Часть из них слепо к нему прилепилась, другая не была в силах противоборствовать. В таковых обстоятельствах принуждены Мы были для сохранения целости здания, Нами воздвигнутого, одного из лучших Наших от войны приобретения, принять благонамеренных Татар в Наше покровительство, доставив им свободу избрать себе на место Сагиб-Гирея другого законного Хана и установить его правление: для сего нужно было привести военные силы Наши в движение, отрядить из них в самое суровое время знатный корпус в Крым, содержать его там долго, и, наконец, действовать против мятежников силой оружия; от чего едва не возгорелась с Портою Оттоманскою новая война, как то у всех в свежей памяти. Благодарение Всевышнему! Миновала тогда сия гроза признанием со стороны Порты законного и самовластного Хана в лице Шагин-Гирея. Произведение сего перелома обошлось Империи Нашей не дешево; но Мы, по крайней мере, чаяли, что оное наградится будущею от соседства безопасностью. Время да и короткое воспрекословило, однако ж, на деле сему предположению. Поднявшийся в прошлом году новый мятеж, коего истинные начала от Нас не скрыты, принудил Нас опять к полному вооружению и к новому отряду войск Наших в Крым и на Кубанскую сторону, кои там доныне остаются: ибо без них не могли бы существовать мир, тишина и устройство посреди Татар, когда деятельное многих лет испытание всячески уже доказывает, что как прежнее их подчинение Порте было поводом к остуде и распрям между обеими Державами, так и преобразование их в вольную область, при неспособности их ко вкушению плодов таковой свободы, служит ко всегдашним для Нас беспокойствам, убыткам и утруждению войск Наших. Свету известно, что имев со стороны Нашей столь справедливые причины не один раз вводить войска Наши в Татарскую область, доколе интересы Государства Нашего могли согласовать с надеждою лучшего, не присвоили Мы там себе начальства, ниже отомстили или наказали Татар, действовавших неприятельски против воинства Нашего, поборствовавшего по благонамеренным в утушение вредных волнований. Но ныне, когда с одной стороны приемлем в уважение употребленные до сего времени на Татар и для Татар знатные издержки, простирающиеся по верному исчислению за двенадцать миллионов рублей, не включая тут потерю людей, которая выше всякой денежной оценки; с другой же, когда известно Нам учинилось, что Порта Оттоманская начинает исправлять верховную власть на землях Татарских, и именно: на острове Тамане, где чиновник ее, с войском прибывший, присланному к нему от Шагин-Гирея Хана с вопрошением о причине его прибытия, публично голову отрубить велел и жителей тамошних объявил Турецкими подданными; то поступком сей уничтожает прежние Наши взаимные обязательства о вольности и независимости Татарских народов; удостоверяет Нас вящше, что предположение Наше при заключении мира, сделав Татар независимыми, не довлеет к тому, чтоб чрез сие исторгнуть все поводы к распрям, за Татар произойти могущие, и поставляет Нас во все те права, кои победами Нашими в последнюю войну приобретены были и существовали в полной мере до заключения мира; и для того, по долгу предлежащего Нам попечения о благе и величии отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между Империями Всероссийскою и Оттоманскою заключенный, который Мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших решились Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону. Возвещая жителем тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых Наших подданных требуем и ожидаем Мы, что они в счастливом своем превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностью, усердием и благонравием уподобиться древним Нашим подданным и заслуживать наравне с ними Монаршую Нашу милость и щедроту».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XXII

 

Закон 15936, 22 февраля 1784 года, Указ Именной, данный Правительствующему Сенату «О позволении Князьям и Мурзам Татарским пользоваться всеми преимуществами Российского дворянства»: «Известно, что между обитающими в разных Губерниях Всероссийской Империи так называемыми Князьями и Мурзами Татарского происхождения, оставшимися в Магометанском законе, находятся такие, коих предки за их верные Всероссийскому Престолу службы получили от высоких предков Наших жалованные грамоты на поместные дачи и другие неоспоримые доказательства, что служба и состояние их тогдашние были равные с прочими благородными. По разным обстоятельствам не пользовались они в течение многого времени сними выгодами, и были поверстаны в число подать личную платящих; но как непременное Наше желание есть дабы всяк, какого бы он рода и закона ни был, пользовался неотъемлемо преимуществами, к коим порода его, от заслуженных предков происходящая, или же отменные личные заслуги дают ему право; то, следуя сему, Всемилостивейшую волю нашу объявляем, чтоб все те, кои из так называемых Князей и Мурз Татарского происхождения, в каком бы законе от праотцов своих не остались, предъявят жалованные предкам их Государские грамоты на недвижимые имения и другие письменные виды, утверждающие благородство, с явным доказательством, что они от тех родов произошли, восстановлены были в состояние им свойственное, и по написании их в Герольдии особым списком, воспользовались всеми теми вольностями, выгодами и преимуществами, каковыми от щедроты предков Наших и Нашей Императорской Российское дворянство пожаловано, исключая только право покупать, приобретать и иметь крепостных или подданных Христианского исповедания, коим никто в Империи Нашей, не будучи в Христианском законе, пользоваться не может. Сенат Наш предпишет Генерал-Губернаторам и правящим ту должность, дабы в каждой Губернии, где подобные Князья и Мурзы жительствуют, таков разбор учинен и списки с доказательствами на рассмотрение и утверждение Сената доставлены были».

Закон 16255, 4 сентября 1785 года, «О построении школ и о заведении караван-сараев при мечетях татарских»: «Видев из донесения вашего от 6 августа, что построенные для подданных наших магометанского закона мечети в крепости Троицкой и в Оренбурге открыты. Не сомневаемся, что таковое сооружение мест дня публичной молитвы привлечет и прочих в близости кочующих или обитающих к границам Нашим, сие и может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольств лучше всяких строгих мер. Вследствие сего необходимо, 1) при помянутых мечетях построить татарские школы и тут же завести караван-сарай для выгоды торгующих магометан. 2) мечети обнести каменным забором, осведомившись от татар как-то пристойнее по их обычаю. 3) Где же вновь следует построить мечети и особливо в таких местах, кои удобнее других посещать будет... О людях, потребных для татарских школ, не оставьте снестися с нашим Генералом и Казанским Генерал-Губернатором Князем Мещерским».

Закон 16710, 22 сентября 1788 года, Указ Именной, данный правящему должность Генерал Губернатора Симбирского и Уфимского, Генерал-Поручику Барону Игельстрому «Об определении Мулл и прочих духовных чинов Магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими»: «Приняв за благо представление ваше, чтобы Муллы и прочие духовные чины Магометанского закона между народами оный в Империи Нашей исповедующими, определялись не иначе, как по учинении им надлежащего испытания и с утверждениями Наместнического Правления, повелеваем вам произвесть сие в действо, и вследствие того учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имея в ведомстве своем всех духовных чинов того закона, в разных Губерниях пребывающих, исключая Таврической Области, где особое есть Духовное Управление, в случае надобности определять их куда либо вновь, сии люди были испытываемы, и не инако определяемы, как когда признаны будут достойными; со стороны же Наших Генерал-Губернаторов, правящих ту должность, в отсутствие же их Губернаторов, наблюдать, дабы к исправлению духовных должностей Магометанского закона употребляемы были люди в верности надежные и доброго поведения. В духовном Собрании упомянутом председательствовать первому Ахуну Мухамет Джан Гусейну, коего Мы Всемилостивейше жалуем Муфтием, с произвождением ему жалования по 1500 рублей на год, и с ним заседать 2 или 3 Муллам из Казанских Татар, в верности к Нам и в добропорядочном поведении их испытанном, с жалованием по 120 рублей на год; о чем предоставляем вам снестись с Генералами-Губернаторами и правящими их должность тех Губерний, в коих народы Магометанской веры обитают».

Закон 16711, 22 сентября 1788 года, Указ Именной, данный Сенату «О назначении Муфтия над всеми обитающими в России Магометанского закона людьми»: «Находящемуся в Оренбургской области Магометанского закона первому Ахуну Мухамет Джан Гусейну Всемилостивейше повелеваем быть Муфтием над всеми обитающими в Империи Нашей сего закона людьми, исключая Таврическую Область, где от нас определен особый Муфтий. Жалование ему производить по 1500 рублей на год: а в какой силе дан указ Наш Генерал-Поручику, правящему должность Генерал-Губернатора Симбирского и Уфимского, Барону Игельстрому на представление его, относительно духовенства Магометанского, прилагается при сем копия (смотр. № 16710) для сведения и предписания Нашим Генерал-Губернаторам и правящим ту должность в Наместничествах, где обитают люди Магометанского закона, дабы они в определении духовных чинов того закона сему предписанию Нашему соображались».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XXIII

 

Закон 16759, 20 апреля 1789 года «Об определении в учрежденное в Уфе Духовное Собрание Магометанского закона Секретаря, Канцелярских и прочих служителей, с произвождением им жалования»: «Доклад: ...Ныне помянутый Генерал-Поручик Игельстром доносит Сенату, что Духовное Собрание Магометанского закона по учреждении, во исполнение Высочайшего Вашего Величества повеления, имея в ведомстве своем всех Духовных чинов того закона, исключая Таврической области, в случае надобности определять их куда-либо вновь, необходимо будет иметь письменные дела и производство более, нежели в одной бы Губернии иметь и производить следовало; а поэтому необходимым находить определить в то Собрание Секретаря, Канцелярских и прочих служителей, и для того соразмеряя надобность и дела будущего сего Собрания, полагает он назначить сумму на Секретаря, так на служителей и на Канцелярские расходы, кроме председательствующего в том Собрании Муфтия и заседающих Мулл, чему сделав примерный штат и представя он Сенату, просить об отпуске назначенной в нем сумме, и именно 900 рублей, указа, донося, что до получения оного и учреждением того Собрания он предостановился. Всемилостивейшая Государыня! Сенат, почитая нужным ассигновать потребную сумму на жалование Секретарю и прочим чинам, в штате назначаемым; но не имея власти сам собою учинить предписания о ежегодном отпуске оной из Государственных доходов, испрашивает на то Высочайшего Вашего Императорского Величества указа. Резолюция: быть по сему».

Закон 16897, 13 августа 1790 года, Указ Сенатский «О дозволении Муфтиям покупать земли у Башкирцов»: «...муфтий же Мухаметжан Гусейнов по именному Ее Императорского Величества указу 1786 ноября 21 дня освобожден от личной всякой подати, будучи еще главным Ахуном, ...Правительствующий Сенат Приказали; как Именным Указом 1736 года дозволено у Башкирцов покупать земли Мещерякам, и сею покупкою пользуются и духовного звания люди Магометанского закона, между Мещеряками находящиеся, как то Ахуны и Муллы; в рассуждении чего Уфимской Гражданской Палате и предписать, что не стоит никакого сомнения, Муфтию, как высшей духовной особе Магометанского закона, дозволить купить у Башкир на законном основании землю, когда и низшей степени духовные сим правом пользуются».

Закон 17099, 26 января 1793 года, Указ Именной, данный Сенату «О дозволении Магометанского закона Муфтию Мухаметжану Гусейнову и потомству его покупать порозжие земли у Башкирцев, и заселять оные иноверцами, с тем, чтоб покупка и продажа таковых людей простиралась только на иноверцев не Христианского исповедания»: «Рассмотрев поднесенный Нам от Сената доклад, последовавший по прошению Магометанского закона Муфтия Мухаметжана Гусейнова, Всемилостивейше позволяем ему покупать порозжие земли у Башкирцев на законном основании, и заселять оные покупаемыми за границею иноверцами, присвояя ему и потомству его право продавать оные, с тем однако же предохранением, чтоб покупка и продажа таковых людей простиралась токмо до иноверцев не Христианского исповедания».

Закон 17146, 17 августа 1793 года, Указ Сенатский «О выборе Мулл в учрежденное в Уфе Духовное Правление Магометанского закона через три года»: «...Ныне же Губернатор Уфимский, Г. Генерал-Поручик Пеутлинг, уведомляет письмом правящего должность Генерал-Прокурора, что в означенном Духовном Собрании заседают поныне двое Мулл из Казанских Татар, определенные тогда по избранию от Господ Генерал-Губернаторов Казанского и Уфимского, и хотя оное, по изъяснению его Г-на Пеутлинга, сравнено во всем с средними Судебными местами, в которых по силе Высочайших Ее Императорского Величества Учреждений о управлении Губерний заседающие по выборам от общества чрез каждые три года должны переменяемы быть новыми, но поелику о сих в Духовном Собрании заседающих, как в Именном Ее Величества указе ничего о том не сказано, так и Господином Игельстромом никакого в рассуждении того предписания учинено не было, то и находится он в нерешимости, надлежит ли заседающим в том Собрании Казанских Мулл, как уже им трехлетний срок минул, переменить новыми, или нет, тем паче, что они не от общества их избраны к занятию сих мест, а как выше сказано, от Гг. Генерал-Губернаторов Казанского и Уфимского, по знанию о их верности и достоинствах, в чем Г. Пеутлинг и просит снабдить его разрешением, как на теперешний раз, так и на предбудущее время, прислав между тем при другом своем письме и подлинное прошение упомянутых Мулл, в Собрании заседающих, где и они, приводя в пример избираемых от коронных поселян в Заседатели в разные Присутственные места, кои по прошествии трех лет переменяются другими, и потому желая воспользоваться таковою же переменою, для поправления своего хозяйства, по отлучке их расстроенного, просят, чтобы переменя их другими, уволить в прежние их жительства. В рассуждении чего правящий должность Генерал-Прокурора предоставил сие обстоятельство на благорассуждение Правительствующего Сената; а потому, как помянутые письма Г-на Пеутлинга, так и прошение Мулл, при сей записке в подлиннике предложил. Правительствующий Сенат приказали: как по точной силе Высочайших Ее Императорского Величества о управлении Губерний Учреждений, Заседатели средних Присутственных мест наполняются по выбору через всякие три года; а в Именном Ее Императорского Величества указе, состоявшемся 22 Сентября 1788 года, о учреждении в Уфе Духовного Собрания Магометанского закона, предписано, чтоб Муллы и прочие духовные чины Магометанского закона, к заседанию в том Собрании назначенные, определялись не инако, как по учинении им надлежащего испытания, и с утверждения Наместнического Правления и чтоб в случае надобности определять их куда либо вновь, сии люди были испытываемы, и не инако определяемы, как когда признаны будут достойными: то хотя в сем Высочайшем указе и не сказано того, чтоб в помянутое учрежденное в Уфе Духовное Собрание Магометанского закона назначенные к заседанию из Казанских Татар Муллы по прошествии трех лет переменяемы были новыми, но Сенат, следуя предписанным для средних Судебных мест в Высочайшем о управлении Губерний Учреждении правилам, с которыми сравнено во всем им сие Духовное собрание, и не находя при том того, чтоб заседающие в оном из Казанских Татар Муллы должны оставаться непременными, полагает, что в переменении их по истечении трех лет новыми, не встречается никакого законного препятствия; и для того Уфимскому Г-ну Губернатору и кавалеру Пеутлингу предписать, чтоб он о выборе на места их из Казанских Татар других в верности надежных и доброго поведения, учинил сношение с Казанским Г-м Губернатором, по учинении же в том им надлежащего с обеих сторон испытания, и с утверждения Наместнического Правления, позволил бы им заседание, да и впредь при истечении каждого трехлетия в наполнении сих мест по сему же поступал».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XXV

 

Закон 18477, 10 апреля 1798 года, Указ Именной, данный Генералу от Инфантерии Барону Игельстрому Ордер данный Башкирским и Мещерякским Кантонным Начальникам, пункт 11: «... В звание духовных, то есть в Муллы и Азанчеи, в пресечение вкравшегося злоупотребления, равномерно без ведома военного начальника, и без крайней в том нужды отныне впредь определяемы не будут; и потому ежели б понадобилось кого определить в сии звания, такового представлять к военному начальнику, с подробным описанием надобности, для которой нужно необходимо определить его, а тогда военный уже начальник того удостаиваемого обществом в Муллы, или Азанчеи, отправлять будет для экзамена и утверждения, в здешнее духовное Магометанское собрание».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XXVII

 

Закон 20548, 9 декабря 1802 года, Указ Именной, данный Сенату «О выдаче денег Магометанским владельцам за отходящих от них, по принятии Христианского закона, крепостных людей, по Уложению 20 главы 71 пункта»: «По принесенной к Нам просьбе от Татарскаго Князя Муртазы Девлеткильдеева, что крепостные помещикам Магометанского исповедания люди принимая Святое крещение получают от владения их свободу, а сии остаются без всякого за них удовлетворения, повелеваем Правительствующему Сенату сделать подтверждение, чтобы в сем случае в удовлетворении владельцев, за отходящих от них по принятии Христианского закона крепостных их людей, поступаемо было по точной силе Уложения главы 20 пункта 71».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XXXI

 

Закон 24307, 25 июля 1810 года, Манифест «О разделении Государственных дел на особые управления с означением предметов каждому управлению принадлежащих»: «...§ 4. ... дела Духовенства разных других исповеданий, ныне разееянные по разным Департаментам, требуют совокупности. В сем уважении к числу Министерств вышеозначенных присоединяется Главное Управление духовных дел разных исповеданий... § 13. К Главному Управлению Духовных дел Иностранных исповеданий принадлежат все предметы, относящиеся к Духовенству разных иностранных религий и исповеданий, исключая судных их дел, кои по прежнему поступать имеют в Правительствующий Сенат».

Закон 24326, 17 августа 1810 года, Высочайше утвержденное разделение Государственных дел по Министерствам: «...VI. ...Главное Управление Духовных дел Иностранных исповеданий. В состав управления сего отделяются следующие дела: II - От Министерства Внутренних дел. Все дела, относящиеся к устройству Магометанской и других иноверных религий, в России терпимых».

Закон 24819, 18 октября 1811 года, Указ Именной, объявленный Сенату Министром Юстиции «О суждении Муфтиев в Правительствующем Сенате»: «В Оренбургской Палате Уголовного Суда производилось дело о тамошнем Муфтии Гусейнове, который, быв предан суду Губернским Начальством за противозаконные действия, отозвался отдачи ответов. Получив по делу сему от Оренбургского Военного Губернатора уведомление, я относился об оном к Главноуправляющему Духовными делами иностранных Исповеданий Князю Голицыну, который уведомил ныне меня, что он собрав по предмету сему подробнейшие сведения, входил со всеподданнейшим докладом к Государю Императору. Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил, производство суда над Муфтием в Уголовной Палате прекратить, и впредь Муфтиев, ежели бы оказались в поступках, суду подлежащих, судить в Правительствующем Сенате, с доклада Его Императорскому Величеству чрез Главноуправляющего Духовными делами Иностранных исповеданий. О каковой Монаршей воле честь имею предложить Правительствующему Сенату».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XXXIV

 

Закон 27106, 24 октября 1817 года, Манифест Высочайший «Учреждение Министерства Духовных дел и Народного Просвещения»: «Часть I. Общий состав Министерства Духовных Дел и Народного Просвещения. Гл. 1. Общий состав Министерства Духовных дел и Народного Просвещения. § 1. Министерство Духовных Дел и Народного Просвещения объемлет в круге своих действий дела Духовные всех вероисповеданий в России и дела касающиеся до Учебного образования и усовершенствования познаний... Гл. 3. Состав и внутреннее разделение Департамента Духовных дел. ...§ 18. Четвертое отделение для дел Еврейских, Магометанских и других не Христианских вер, содержит в себе два стола... § 20. Во втором столе ведаются дела Магометанской и других вер, по которым входят следующие предметы: 1) Определение и увольнение Муфтиев, и дела по жалобам на них. 2) Дела о духовных Магометанских Правлениях и их Членах, по представлениям Муфтиев, или Гражданского Начальства. 3) Дела особенной важности о Муллах и других духовных лицах. 4) Дела о духовных имуществах. 5) О мечетях и других подобных заведениях; сведения о их числе. 6) Собрание полных сведений по сей части... Часть 2. Особенный наказ Министерству Духовных дел и Народного образования. Гл. 2. Порядок определения, увольнения, производства в чины и других наград. Отд. 4. По части нехристианских вер... § 152. Магометанские Муфтии избираются по прежнему Магометанами, и кандидаты представляются к Высочайшему утверждению через Министра».

 

Полное собрание законов Российской Империи, Собрание 1, том XXXVIII

 

Закон 28891, 25 января 1822 года, Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О подвергании магометанского исповедания мулл за преступления телесному наказанию»: «Государственным Советом в Департаменте Законов и в Общем Собрании рассмотрен доклад, Правительствующего Сената Общего Собрания Санкт-петербургских Департаментов, по вопросу, требующему разрешения: подвергать ли Духовенство магометанского исповедания за преступления телесному наказанию? В Общем Сената Собрании согласно заключению Министра Духовных дел и Народного Просвещения, большинством голосов, мнения коих принял и Министр юстиции, определено, что муллы, зависящие от Оренбургского Духовного Магометанского Собрания, в случае уголовных преступлений, не должны иметь преимуществ, присвоенных указами 9 декабря 1796 и 22 мая 1801 года. И подвергать их следует по состоянию их в подушном окладе телесному наказанию, но прежде исполнения над ними приговора судебной власти, должно отобрать от них указ Губернского Правления, утверждавший их в звании мулл, дабы оное в то же время дало о них знать как Оренбургскому Духовному Магометанскому Собранию для исключения их из духовенства, так и Магометанскому приходу для избрания на место их других, чтобы не было остановки в богослужении. Государственный Совет, находя заключение Правительствующего Сената Общего Собрания, большинством голосов принятое, по сему делу правильным и законами сообразными, мнением помогает утвердить оное в отношении наказаний за преступления мулл. Резолюция: Быть по сему».


Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.