За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Главная Предложения по улучшению ситуации Экспертиза кандидата филологических наук Аллы Фроловой

Экспертиза кандидата филологических наук Аллы Фроловой


Текст экспертизы приводится ниже после небольшого комментария.

В 2010 году УФСБ России по Республике Татарстан добилось осуждения 13 мусульман, большинство из которых были студенты, за, якобы, приготовление к насильственному свержению конституционного строя и насильственному захвату власти, то есть за приготовление к революции.

Одним из доказательств по этому уголовному делу была экспертиза кандидата филологических наук Аллы Фроловой, которая провела более 30 экспертиз, за три с половиной месяца прочитала и проанализировала 34405 страниц печатного и рукописного текста. Впоследствии, на вопрос защиты о своих способностях, ответила, что владеет методом скорочтения. Вообще, на многие вопросы в ходе допроса эксперт давала ответы, не соответствующие теме вопроса, и впоследствии суд стал отводить все вопросы.

За основу своих экспертиз Алла Фролова взяла брошюры профессора Федора Кондратьева, в «научных» трудах которого имеются следующие утверждения: «отмеченное положение является отдаленным результатом процесса, который начался в 1054 году с отделения католической церкви от Единой Святой Апостольской Церкви. Далее, через пятьсот лет от католицизма отделился протестантизм, а затем началось прогрессирующее деление на новые ветви. Чем дальше эти ветви были от ортодоксального ствола в виде Православной Церкви, тем меньше в них было духовности», «Идеология культовых новообразований направлена на деструкцию национальной духовности, на её замену собственной системой ценностей. В отличие от традиционных религий (носящих характер «духовной симфонии» в отношении с государством), культовые новообразования противостоят интересам государства в пассивной или активной форме, вплоть до использования своих адептов в шпионских и террористических актах». В текст одной из его брошюр Анна Фролова вставила фразы из некоторых представленных на исследование книг в отрыве от их контекста, в результате чего получилась «экспертиза».

Согласно указанным заключениям вся представленная на исследование мусульманская литература «оказывает отрицательное, деструктивное (разрушительное) воздействие рациональное, логическое мышление, изменяет сознание», «имеет направленность на подавление личности, его индивидуального опыта, изоляцию от внешнего мира, что может оказывать воздействие на поведенческие реакции человека в обществе и изменение его личности в виде невротических расстройств, провоцировать возникновение острых психопатологических симптомо-комплексов, асоциальных форм поведения, развития поведенческих девиаций». Эксперт так же сделала многие другие пугающие выводы.

Вместе с тем использованная Аллой Фроловой методика позволила утверждать, что все остальные книги, в том числе «Новый завет Господа нашего И.Христа», не оказывают никакого влияния на человека, в том числе на его психические реакции (эта экспертиза приводится ниже).

Однако из материалов дела, в котором использовались экспертизы Аллы Фроловой (заключения судебно-психиатрических экспертов, а так же характеристики обвиняемых с места жительства и места работы, допросы свидетелей), следует, что обвиняемые - психически здоровые люди. У них крепкие семьи, прекрасные взаимоотношения с родителями, они ведут активную общественную деятельность, с окружающими доброжелательны, вежливы, имеют спокойный, уравновешенный характер, имеют свою точку зрения, трудовые обязанности выполняют добросовестно, являясь примером для других, у них полное отсутствие алкоголизма и наркомании, некоторые из них оставили преступный образ жизни, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и имущественные преступления, что свидетельствует, что их религия играет роль социально-реабилитирующего фактора.

И это все на фоне того, что невротические расстройства и психогенные депрессии являются самыми частыми видами психических расстройств: по данным представительных обследований, в том числе и у нас в стране, невротические расстройства выявляются у 50-70% считающихся практически здоровыми людей.

Защита безуспешно пыталась доказать суду, что полный контроль над личностью, согласно данных современной психологии, невозможен, вопреки утверждениям Аллы Фроловой. Согласно данных социальной психологии и социологии печатная продукция, как и вся информация, не действует на население, в данном случае на верующих, непосредственно, а опосредуется через восприятие и мнение лидеров малых референтных групп. Каждой религиозной и социальной группе свойственно утверждать, что их идеология и образ жизни лучше, единственно правильный, чем другие; они так же эти группы ограничивают привязанности своих последователей к представителем других религий; если верить мнению эксперта, то заявления оппозиции о ущемлении ее прав в демократической стране может «детерминировать социальную дезадаптацию» ее сторонников, «возбуждать национальную, религиозную и социальную вражду».

 

 

 

Заключение эксперта психолога №7

по уголовному делу №606008


Составлено 07 июня 2007 года

установленные уголовно-процессуальным законом требования к проведению экспертизы, предусмотренные статьями 195, 199 и 204 УПК РФ, а так же права и обязанности эксперта, предусмотренные статьей 57 УПК РФ, мне разъяснены. Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной статьей 307 УК РФ предупреждена.

С 09 марта 2007 года по 07 июня 2007 года на основании постановления следователя следственной группы следственного отдела УФСБ РФ по РТ майора юстиции Лицкевича м.а. от 9 марта 2007 года мною специалистом психологом Фроловой Аллой Владимировной, имеющей два высших образования - филологическое и психологическое, кандидата психологических наук, имеющей стаж работы по специальности 9 лет, специализацию по общей и медицинской психологии, членом профессиональной психотерапевтической лиги, доцентом, заведующей кафедрой практической психологии татарского государственного гуманитарно- педагогического университета, имеющей опыт производства психологических экспертиз, проведена психологическая экспертиза материалов, по содержанию имеющих принадлежность к идеологии международной террористической партии «Хизб-ут-тахрир аль ислами» («партии исламского освобождения»), изъятых в процессе следствия по уголовному делу № 606008, в ходе обыска проведенного 07 декабря 2006 года по месту жительства Рафикова Д.А по адресу: г. Казань, ул...

 

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

1. Может ли содержание представленных на исследование материалов оказывать воздействие на поведенческие реакции человека в обществе и изменение его личности?

2. Направлено ли содержание представленных на исследование материалов, на возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, социальной группе ?

3. Направлено ли содержание представленных на исследование материалов на побуждение личности к совершению насильственных действий по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды?

4. Может ли содержание представленных на исследование материалов оказать влияние на сознание личности путем формирования представлений о необходимости изменения существующего государственного устройства и создания государство в форме Халифата?

В распоряжение эксперта представлены:

1. журнал «Аль-Ваъй» № 236 за октябрь 2006 года, на 54 листах, в 4 экземплярах.

2. брошюра формата А5 с машинописным текстом на 15 страницах, с заголовком «Понятие покорности в Исламе». Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

3. листы бумаги формата А4 на 4 листах с машинописным текстом с заголовком «Ответы на вопросы» текст начинается со слов «1. Что за состязательность.. » и оканчивается «... 30 сафар 1426 09/04/2005».

4. листы бумаги формата А4 скрепленные металлической скобкой с маши- описным текстом на 3 листах. Текст начинается со слов «Обман является оружием..» оканчивается «... 17 мая 2005г».

5. листы бумаги формата А4 скрепленные металлической скобкой с машинописным текстом на 4 листах, с заголовком «Идеологическая и политическая борьба».

6. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом текст начинается со слов «Секуляризм потерпел...» оканчивается «... 19.09.2004».

7. листы бумаги формата А4 скрепленные металлической скобкой с машинописным текстом на 2 листах с заголовком «Америка и Европа борются между собой за страны Шама, будьте же им помехой мусульмане!».

8. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Оккупационные силы прикрывают свое безвыходное положение преступными взрывами».

9. листы бумаги формата А4 скрепленные металлической скобкой с машинописным текстом озаглавленный «Призыв и призывающий», на 3 листах.

10. листы бумаги формата А4 скрепленные металлической скобкой с машинописным текстом озаглавленный «Приукрашивание демократии в глазах мусульман», на 3 листах.

11. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Причина раскола среди братьев» на 8 страницах. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

12. 2 листа бумаги формата А4 с машинописным текстом, листы скреплены металлической скобкой с заголовком «Даъват вне мажал (территория, на которой возможно установление исламского государства) и в не исламских странах».

13. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Поведение в области дискуссий и прений».

14. брошюра с машинописным текстом «Призыв и призывающий» на 11 страницах.

15. брошюра с машинописным текстом с заголовком «Решение шариата относительно национализма и патриотизма» на 15 страницах.

16. Лист бумаги формата А4 с машинописным текстом сброшюрован в формате А5 с заголовком «Обращение Буша - это объявление нападения на страны мусульман и начало развала Соединенных Штатов Америки», в 2 экземплярах.

17. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Создание политических партий-Фард».

18. 2 листа формата А4 скрепленные металлической скобкой с машинописным текстом с заголовком «Ответы на вопросы» текст начинается со слов «1.25 Августа 2005 года...» и оканчивается «...28/08/2005».

19. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Саммит в Шарм аш-Шейхе - очередное звено в цепи унизительных поступок».

20. 2 листа формата скрепленные металлической скобкой с машинописным текстом с заголовком «Американская политика в отношении России и стран СНГ».

21. 21 листа формата А4 скрепленные металлической скобкой с машинописным текстом с заголовком «Великие мировые державы не имеют единства между собой на своих саммитах, но едины против вас - мусульмане».

22. лист формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Речь по случаю Рамадана».

23. 3 листа формата А4 скрепленные металлической скобкой с машинописным текстом с заголовком «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Опровержение заключения экспертов».

24. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Британское правительство раскрывает свой истинный план против Ислама и исламского мира атакой шариата и государства Халифата».

25. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Обязательность сплочения для того, что бы вернуть Халифат», в 2 экземплярах.

26. листы бумаги формата А4 скрепленные металлической скобкой с машинописным текстом с заголовком «Возможно, эта информация поможет некоторым ребятам. Чтение дуа «Кунут» в тяжелых ситуациях», на 2 листах.

27. листы бумаги формата А4 скрепленные металлической скобкой с машинописным текстом с заголовком «Исламское братство», на 2 листах.

28. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом сброшюрован, не скреплен в формат А5 с заголовком «Воззвание Хизб-ут-Тахрир к ученым Аль-Азхара».

29. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом сброшюрован в формат А5, текст начинается со слов «Хвала Аллаху, Его...» оканчивается «...Господу миров!».

30. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом, начинается со слов «Хвала Аллаху, Его...» оканчивается «...различных городов России.».

31. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Вопросы по теме «Путь к вере».

32. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные нервической скобкой с заголовком «Выборы в зловредный палестинский законодательный орган-это план неверных, участие в котором запрещается», на 2 листах.

33. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные металлической скобкой, с заголовком «Хидаят и долалат», визуально определяется, распечатка с одноименной брошюры, на 4 листах, в 6 экземплярах.

34. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные механической скобкой, с заголовком «Ар-ризк только в руках - Аллаха Тааля», визиуально определяется, как распечатка с одноименной брошюры на 2 листах, в 3 экземплярах.

35. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Ответ на вопрос», текст начинается со слов «Всевышний Аллах...» оканчивается «...15/07/2005».

36. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом в виде таблицы с указанием адресов и телефонов посольств стран мира, в 2 экземплярах.

37. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные металлической скобкой с заголовком «Слово истины горькое, однако, это праведное наставление. Принятие власти, находясь под оккупацией, является ловушкой, которая ведет тебя к признанию еврейской государственности», на 2 листах, в 5 экземплярах.

38. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Пресс- заявление», текст начинается со слов ««Тотал» заявил...» оканчивается «...31.01.2006», в 5 экземплярах.

39. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Пресс- релиз. Хизб-ут-Тахрир проводит митинг против расширения пакистано- израильских отношений», в 2 экземплярах.

40. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с указанием наименования и телефона средств массовой информации города Казань, в 2 экземплярах.

41. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные металлической скобкой, текст начинается со слов «Перевод текста...» оканчивается «... на закон», на 2 листах.

42. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные металлической скобкой с заголовком «Репрессии над мусульманами продолжаются», на 2 листах, в 3 экземплярах.

43. листы формата А4 с машинописным текстом скрепленные металлической скобкой с заголовком «Оружие массового поражения запада и внешняя политика колониалиста. Исследование мусульманского сообщества в Англии», на 6 листах, в 3 экземплярах.

44. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Буш говорит: «мы сброем бороды их мужчин, снимем хиджабы их женщин, и внесем сексуальные фильмы в их спальни», в 4 экземплярах.

45. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Открытое письмо», текст начинается со слов «Уважаемый правитель...» оканчивается «..29.01.2006», в 5 экземплярах.

46. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные механической скобкой с заголовком «Призыв Хизб-ут-Тахрир к исламской умме и в особенности к тем, кто обладает силой в ней», на 3 листах, в 2 экземплярах.

лист формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Надругательство над пророком Аллаха (с.а.в.) призывает мусульман: «Установите Халифат хранителя Ислама и мусульман!», в 5 экземплярах.

47. лист бумаги формата А4 с таблицей с заголовком «Декабрь аенда намаз вакытлары». Мечеть Нурулла».

48. книга «Ислам отвечает на вопросы современности» в обложке зеленого цвета на 319 страницах.

49. брошюра формата А6 с машинописным текстом с заголовком «Демократа система неверия» на 76 страницах. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен. Брошюра обернута в фрагмент цветного полиграфического издания, название которого в ходе осмотра определить не удалось, края которого склеены липкой лентой.

50. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Путь» в обложке зеленого цвета, обклеенная липкой лентой, на 40 страницах. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

51. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Система Ислама» на 120 страницах. На 120 странице имеется рукописный текст, выполненный красителем синего цвета. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

52. брошюра формата A5 с машинописным текстом с заголовком «Основы исламской нафсийи» на 308 страницах. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

53. книга «Смерть конец света ад» Харун Яхья, на 175 страницах.

54. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Система правления в Исламе». По тексту имеются рукописные пометки в виде подчеркиваний и надписей, выполненный красителем синего, серого, красного, черного цвета.

55. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Исламская личность» на 232 страницах. По тексту имеются рукописные пометки в виде подчеркиваний, выполненный красителем красного цвета. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

56. ксерокопия журнала «Аль-Ваъй» № 236, от октября 2006 года, на 54 страницах.

57. брошюра формата А5 в обложке зеленого цвета, с машинописным текстом с заголовком «Партийное сплочение» на 37 страницах. Страницы пронумерованы и порядок нумерации не нарушен.

58. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Дух и духовный аспект» на 11 страницах. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

59. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Беднякам которые удержаны на пути Аллаха...» на 11 страницах. Страницы пронумерованы и порядок нумерации не нарушен.

60. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Путь к вере» на 32 страницах, без обложки. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

61. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Тафсир и транскрипция аятов из книги «Низам-уль-Ислам» на 28 страницах. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

62. брошюра с рекламой православной воскресной школы при Никольском соборе, Баумана, 5, на 2 листах с рукописной надписью на первом листе с лицевой стороны, «КУФР» выполненная красителем синего цвета.

63. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Концепция Хизб-ут-Тахрир» на 42 страницах. По тексту имеются рукописные пометки в виде подчеркиваний и надписей, выполненный красителем синего и серого цвета. Брошюра обернута в фрагмент газеты «Восточный экспресс», на которой имеются рукописные надписи, предположительно на арабском языке, выполненные красителем синего цвета. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

64. брошюра формата A5 с машинописным текстом с заголовком «Наука (Ильм) и Просвещение Сакафат)» на 84 страницах. По тексту имеются рукописные пометки в виде подчеркиваний, выполненные красителем зеленого и красного цвета. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

65. книга «Влияние» автор Дмитрий Верещагин, в обложке изготовленной промышленным полиграфическим способом, на 187 страницах.

66. ксерокопия журнала «Аль-Ваъй» № 232 за июнь 2006 года, на 54 страницах.

67. ксерокопия «Информационный дайджест» № 6 октябрь 2006 года, на 22 страницах.

68. «Новый завет Господа нашего Иисуса Христа» на 108 страницах, с левого края обклеен лейкопластырем. На последней странице имеется комбинация цифр и имя «89083303494. Тимур», выполненный красителем синего цвета.

69. лист бумаги формата А4 с заголовком «Исторический предательский союз!». На листе имеется наклейка желто-зеленого цвета с текстом на иностранном и русском языке «Корректирующий карандаш», а также рукописные нечитаемые знаки выполненные красителем синего цвета.

70. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные механической скобкой, на 3 листах, с заголовком «Политический анализ, политическое мышление и власть».

71. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные механической скобкой, на 8 листах, с заголовком «Даъват вне маджал (территория, на которой возможно установление исламского государства) и в не исламских странах».

72. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Речь случаю Рамадана».

73. брошюра формата А5 с машинописным текстом с заголовком «Любовь к той жизни» на 8 страницах. Страницы пронумерованы порядок нумерации не нарушен.

74. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом, текст начинается со слов «Ответы: 1. Если...» оканчивается «...27/06/2006», в 3 экземплярах.

75. лист формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Британское правительство раскрывает свой истинный план против Ислама и исламского мира атакой шариата и государства Халифат».

76. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом на одной стороне листа, текст начинается со слов «Ко всему необходимо...» оканчивается «...на то силы». На оборотной стороне листа имеется рукописный текст, выполненный красителем синего цвета, текст начинается со слов «Написать эссе...» оканчивается «...орел и решка».

77. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные металлической скобкой, на 2 листах, с заголовком «Пресс-информация» «Позиция Хизб-ут-Тахрир - Судан относительно законопроекта о политических партиях и организациях за 2006 год», в 2 экземплярах.

78. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Молва о правительстве «Единства»!!!», на оборотной стороне листа также текст с заголовком «Граждане Дании рисуют «отвратительный рисунок» благородного посланника (с.а.с.), а арабские и исламские правительства дружески сотрудничают с ними!!».

79. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Пресс-релиз. Халифат не сопоставим с определением «свобода» и «демократический Ислам».

80. лист формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Комментарий к созыву первой ежегодной конференции «Хизб-ут-Тахрир» вилаят Ливана».

81. лист формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Сражение между собой является большим и скверным преступлением, что служит интересам неверных. И правительство национального единства, первооснова которого признание «Израиля». С оборотной стороны листа машинописный текст озаглавлен «О, армии мусульман!...», в 2 экземплярах.

82. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Неужели. до сих пор есть тот, кто не ведает о сущности испорченной тиранской республиканской системы?!», по тексту имеются рукописные пометки в виде подчёркиваний, выполненный красителем зеленого цвета.

83. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Риск- бы Папа римский опорочить Великий Ислам, если бы существовало исламское государство- Праведный Халифат». По тексту имеются рукописные пометки в виде подчеркиваний, выполненный красителем красного цвета.

84. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные механической скобкой, на 2 листах с заголовком «Ливанская кровь стала обменным товаром между Америкой и Францией при попустительстве и предательстве правителей исламских стран!», в 2 экземплярах.

85. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом, текст начинается со слов «Вопросы - ответы:...» оканчивается «...риба или другое ...16/08/2006г».

86. листы бумаги формата А4 с машинописным текстом скрепленные механической скобкой с заголовком «Призыв Хизб-ут-Тахрир к исламской умме и в особенности к тем, кто обладает силой в ней», на 3 листах, в 2 экземплярах.

87. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Последнее собрание!! Министров иностранных дел арабских государств», в 3 экземплярах.

88. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Дни без Халифата, слишком затянулись».

89. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Не пора ли правителям, хотя бы один раз «постыдиться» за беспомощно оставленную Палестину?! Не пора ли закипеть крови в венах войск и устремиться им на помощь?!».

90. лист бумаги формата А4 с машинописным текстом с заголовком «Обязательность сплочения для того, что бы вернуть Халифат».

91. брошюра размером 10x21 сантиметр, выполненная промышленным способом в цветном исполнении «Ислам hам Заманави проблемалар».

 

ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Все представленные на исследование предметы упакованы в пакет, перевязанный нитью с бумажным ярлыком, имеющим пояснительные надписи, заверенные подписями понятых, следователя и оттиском круглой печати «№ 9 следственный отдел УФСБ РФ по РТ».

При вскрытии упаковки оказалось следующее: на исследование представлены девяносто один объект - книги, брошюры, отдельные листы с текстом.

Одним из вопросов, вставшим перед экспертом являлся вопрос о влиянии содержания представленных на исследование текстов на сознание личности путем формирования представлений о необходимости изменения существующего государственного устройства и создания государства в форме Халифата.

Доказать или опровергнуть возможность оказывать влияние на сознание личности путем формирования представлений о необходимости изменения существующего государственного устройства и создания государства в форме Халифата, можно на основании обнаружения и подтверждения в представленных на исследование материалов элементов, известных мировой психиатрической и психической науке, способных оказать отрицательное деструктивное (разрушительное) воздействие рациональное, логическое мышление, с помощью которых при одновременном и систематическом их использовании происходит «катастрофическое изменение самосознания». Смысловое содержание термина «катастрофическое изменению самосознания» определяется следующим сочетанием признаков (Ф.В. Кондратьев, С.Н. Осколкова, 2000; R.J. Lifton, 1996):

- жесткое структурирование модели верований, контроль, регуляция я постоянная загрузка информацией (например, настойчивое повторение одних и тех же идей), полный запрет, исключение, отрицание информации из вне;

- резкое деление мира на «своих» и «чужих». Фиксированное внимание определенном противнике, что способствует сплочению сторонников;

- объявление своей доктрины абсолютной, истиной. Любая информация которая противоречит этой доктрине считается ложной;

- разделение права на существование - доктрина и члены группы разделяющие убеждения имеют право на существования, остальные - нет;

- доктрина выше личности, более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.

 

Особый интерес в плане доказательства наличия в представленных на исследование текстах признаков приводящих к изменению сознания, а также аргументации в пользу направленности данной литературы на возбуждение религиозной вражды, является следующее высказывание: «исламская акыйда является единственной умственной акидой.... исламская акида является единственно верной акидой. Лишь она одна пригодна быть верной основой для мышления и склонностей.» («Исламская личность», с 10).

В этой связи необходимо отметить, что согласно теории аддиктологии информационный, эмоциональный, мыслительный, поведенческий контроль над личностью осуществляется с помощью доктрины, которая преподноситься как совершенная и абсолютная истина, которую необходимо принять и жесткого структурирования окружения, в котором общение регулируется, а допуск информации извне запрещается. Подтверждение вышесказанных положений можно обнаружить в представленных на анализ текстах. Так например, мы обнаруживаем следующие постулаты: «Ислам запрещает организовывать неисламские политические партии и сплочения, которые организуются на противоречащей исламу основе. Разрешается появление таких партий... деятельность которых осуществляется только в рамках ислама…» («Концепция Хизб-уг-Тахрир»,с.36), « не разрешается принимать систему демократического строя, экономическую систему капитализма и общих свобод... запрещено принятие западного мировоззрения…коммунистического мировоззрения...» («Демократия. Система неверия», с.50). Согласно концепции Хизб-УТ-Тахрир «исламский образ» жизни стоит над всеми образами жизни.

Авторы брошюр утверждают, что доктрина, учение партии Хизб-Ут-Тахрир содержит в себе единственно правильную универсальную истину, настойчиво внушается мысль о том, что данное учение не является абстрактной теорией позволяющей интерпретировать реальность, а она и есть настоящая реальность. Весь материальный мир, с другими идеологиями, религиями - зло, иллюзия, поэтому мысли, желания, действия несвязанные с предписаниями Хизб-ут-Тахрира - грех: «Ислам является практической идеологией» («Система правления в Исламе», с2), «носители исламского призыва абсолютно недопустимо говорить представителям других религий или идеологий то, чтобы они крепко держались за свои религии и идеологии....они должны с мудростью и проповедью призывать их к принятию Ислама,...для осуществление того, чтобы главенство принадлежало только Исламу....носители призыва должны считать свое понимание законов правильными ....А понимание других считать ошибочным....» («Концепция Хизб-Ут-Тахрир», с.36)

Можно утверждать, что доктрина Хизб-Ут-Тахрир сводит реальность к двум полюсам: добро (носители Исламской доктрины) и зло (все остальные идеологии, страны, государства), «мы» и «они»: «запрещается для мусульман принятие демократии, пропаганда демократии, делать ее своим мировоззрением. Равно как запрещено ее осуществление в жизнь, принятие ее в качестве основы...Мусульмане обязаны полностью отвергнуть ее, ибо она есть закон наджаса (грязи)и тагута (сатаны)...» (с.75, «Демократия система неверия»). Принцип разделения мира на «своих»-«чужих», представленный в содержании данных текстов, создает условия для формирования дихотомического мышления, для которого свойственно рассмотрение проблем и их решение в ригидной (негибкой) форме «или»-«или», восприятие мира в крайностях («черное» и «белое»). В свою очередь дихотомическое мышление может способствовать возникновению невротических расстройств, асоциального поведения, отклонений от этно- и социокультурных норм.

Особую роль в становлении аномалий и отклонений личности играет идея избранности, настойчиво внушаемая Хизб-Ут-Тахрир, идея принадлежности к абсолютной истине, которая не подчиняется законам окружающего мира и является механизмом формирования фанатичного поведения. Например, «Конечно же Ислам является руководством для всего мира... Ислам считает способным все человечество принять этот призыв, а мусульман - ответственным за распространение этого призыва» («концепция «Хизб-ут-тахрир», с.33), «неверные призываются к Исламу, чтобы направить их на истинный путь и вывести из тьмы к свету. Когда в этом государстве утвердиться исполнение Ислама, оно начнет вести даъват к миру, пока Аллах не дарует победу над всякой религией»( прокламация «Дагъват вне маджал (территория, нам которой возможно установление ис- государства и не в исламских странах»). В брошюре «Исламская личность утверждается мысль о том, что формирование личности начинается только с образованием у него исламской акиды (идеи)», а также лишь «исламская акида является верной основой для мышления человека», «исламская личность обладает с особыми качествами ..., благодаря которым он выделяется среди остальных людей... Он объединяет в себе милость и строгость,... правильное понимает жизнь, по праву пользуется земными благами...Поэтому над ним не могут взять вверх качества рабов этой жизни.... Он отважно воюет на джихаде и одновременно неустанно выстаивает молитвы». Наибольший интерес в плане доказательства о направленности содержания представленных на исследование материалов на возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, религии, социальной группе представляет анализ того факта, что в данной литературе доминирующими являются идеи о мировом господстве, высказывания пропагандирующими чувство исключительности, избранности, так например, "только ислам способен привести мир к добру. ...истинное пробуждение и развитие мусульман и не мусульман, может быть достигнуто только с помощью Ислама» («Система Ислама»,с.57), « Ислам занимает центр мирового идейного руководства и ведет деятельность для спасения всего человечества...» («Ильм (знание) и Сакафат (Просвещение)»,с.8).

Подобные постулаты направлены на формирования у человека представления, о том, что на него возложена миссия, чувство избранности, причастности к спасению мира, принадлежности к передовому отряду истинных верующих, внушается мысль, что они лучше, умнее тех, кто не разделяет «исламскую акиду». Тем самым происходит мотивация человека направленная на абсолютное принятие идей, т.е. внушение ощущения избранности и особых прав может служить сильным эмоциональным стимулом для активизации деятельности последователей Хизб-Ут-Тахрир, формировать фанатичное поведение. Феномен «избранности», формирующий, с одной стороны, чувство идентификации с группой единомышленников, с другой - укрепляющий чувство превосходство над другими людьми (не исповедующих Ислам) способствует возникновению экстрапунитивного типа реагирования - открытой, резкой формой выражения агрессии, направленной на окружающих.

В тексте брошюры «Система Ислама» подробно описываются общественные связи между людьми и идеологиями. Все идеологии, кроме идеологии Ислама, оцениваются автором как непригодные для развития людей: «идеология (коммунистическая) прибегает к хитрости...за этим … руководством следуют низкие люди, потерпевшие неудачу в жизни и злобные к ней. Они поражены умственным отклонением... Капиталистическое ....руководство ...является злополучным (стр.34-35 «Система Ислама»); «только исламское ... руководство является истинным и успешным», (стр.39; «Система Ислама» ); «исламское идейное руководство является верным идейным руководством», (стр.36 ; «Система Ислама») «...мы утверждаем, что исламское идейное руководство является единственно правильным и только его следует распространять в мире»,( стр.46, «Система , Ислама»).

Из содержания представленных на анализ материалов очевидно, что Хизб- Тахрир требуют от своих последователей безоговорочного принятия исламской доктрины, для этого предусматривается разрыв эмоциональных и общественных связей со всеми, кто не признает исламскую идеологию. Что приводит к психологическому вакууму, заполнить который дозволительно только исламской идеологией.

Таким образом, активное внедрение идеи «абсолютной истины», абсолютного превосходства Исламского образа жизни над другими религиями, идеологиями, создает условия для формирования отрицательного отношения ко всем другим общепринятым социальным, культурным и религиозным нормами у представлениям, детерминирует поведенческие девиации (отклонений от нормы).

В этой связи необходимо заметить, что в психологической практике основой оценки поведения человека является анализ его взаимодействий с реальностью, т.к. главный принцип нормы - адаптивность, способность приспосабливаться к реальности. При противодействии реальности индивид активно пытается разрушить действительность, изменить ее в соответствии с собственными установками и ценностями, убежденный в том, что все проблемы обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения своих целей является борьба с действительностью. («Психология девиантного поведения», В.Д.Менделевич, МЕДпресс,2001). Следовательно, можно утверждать, что идея активного противодействия другим идеологиям, социокультурным нормам пропагандируемая Хизб-Ут-Тахрир, создает благоприятные условия для формирования дезадаптиввных форм поведения.

Исследование представленных материалов показало, что авторы Хизб-Ут- Тахрир создали свод квазинаучных принципов о человеческом поведении и человеческой психологии. Необоснованным, ненаучным, некорректным является суждение о том, что личность формируется только с принятием Ислама, в этой связи следует отметить, что в современной науке отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что личностью становятся только с принятием какой-либо религиозной доктрины.

В психологии влияния, согласно концепции когнитивного диссонанса Л.Фестингера, выделяются три компонента, связанных с самосознанием человека: контроль поведения, контроль мышления, контроль эмоций и если изменить один компонент - другие последуют за ним. Подтверждение выше перечисленных положений можно обнаружить в брошюре «Система Ислама», авторы указывают на то как можно изменить поведение человека: «...чтобы человек встать на путь развития, необходимо коренным образом изменить его нынешнее мышление и образовать у него другое мышление... поведение человека связано понятиями, и если мы желаем изменить упадочное поведение человека и сделать его развитым, то, прежде нам необходимо изменить его понятия», далее уточняет как это можно сделать: «Ислам обратился к этой важнейшей проблеме человека...Принятие Ислама напрямую зависит от разумного утверждения человеком решения этой проблемы...», («Система Ислама», стр.2).

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что в содержании текстов представленных на анализ имеются элементы способствующие изменению самосознания, а также облегчающие контроль над сознанием и поведением личности.

Интерес в плане доказательств наличия высказывании побуждающих личность к совершению насильственных действий по мотивам идеологической, политической, национальной или религиозной ненависти и способности оказывать воздействие на поведенческие реакции человека в обществе и изменять личность представляет анализ утверждений о «всемирном заговоре» против мусульман. Идея о необходимости постоянной борьбы мусульман и кафиров является ключевой в представленной на анализ литературе. Следует задаться вопросом о том, могут ли убеждения в постоянной угрозе лишиться жизни, совершения какого-либо насилия по отношению к мусульманам со стороны не мусульман, способствовать гармоничному духовному и физическому состоянию личности. Как следует из содержания текстов авторы рассматривают не Исламский образ жизни как полное воплощение зла, поэтому, по их мнению, необходимо постоянно разоблачать «антиисламский заговор», защищаться от врагов Ислама, окружающая действительность преподносится как враждебная и опасная («кто не с нами, тот против нас»), тем самым создавая атмосферу страха, напряженности: «раньше граждане Исламского Государства могли без всякого страха и опасений путешествовать…….Однако в настоящее время этот гражданин везде чувствует одиночество, смерть, тревогу....Само путешествие ....стало опасным для жизни занятием...» («Путь», с.7), «мусульмане, придите в себя, как вам не стыдно сидеть у телевизора зная, что ваших сестер насилуют, убивают стариков и детей... мусульмане, разве не настала пора для искренних мусульман ....отомстить за ее честь и достоинство, которые втоптаны в грязь. Разве не настала пора для армии мусульман снести тоны гнета и тирании....» (Дни без Халифата, слишком затянулись»).

Подобные высказывания могут не только подстрекать к асоциальным, агрессивным действиям, но и стать причиной возникновения эмоциональных состояний, характеризующихся понижением настроения (обиды, чувства собственной неполноценности, страха, напряжения, тревоги, паники, подозрительности). Все эти эмоциональные феномены могут стать источником развития невротических реакций, входить в структуру психотического состояния и детерминировать социальную дезадаптацию. Переживание выше перечисленных эмоциональных доменов может вызывать состояние повышенной внушаемости, ощущение беспомощности, что облегчает контроль над эмоциями и поведением человека Следовательно, можно утверждать, что идеи пропагандируемые авторами брошюр. построенные на убежденности о превосходстве "исламской идеологи", «исламского образа жизни» нетерпимости к другим религиям, идеологиям и фанатизме, могут возбуждать национальную, религиозную и социальную вражду.

В этой связи следует обратить внимание на известное в мировой психологии мнение о том, что о возбуждении социальной вражды, можно судить по наличию таких признаков-феноменов групповой дифференциации: внутригруппового фаворитизма, когда есть стремление благоприятствовать членом собственной группы в противовес членам другой, а также межгрупповая дискриминация стремящаяся установить различия между собственной группой и другими, враждебность по отношению к другой группе. (К.Шериф,1999).

Можно утверждать, что в анализируемых текстах имеются признаки групповой дифференциации: внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, которые способны спровоцировать рост межконфессиональной напряженности, создавать конфронтацию между представителями власти и населением.

Хизб-Ут-Тахрир позиционирует себя как «мирная» организация распространяющая нормы Ислама, направляющая свои усилия для идеологической борьбы, с одной стороны, с другой, «джихад - это война со всеми кто стоит препятствием на пути распространение исламского призыва...джихад - это устранение всех препятствий на пути распространения призыва к Исламу....» («Концепция Хизб-Ут-Тахрир», с.6 ), «мусульмане, разве не настала пора для искренних мусульман ....отомстить за ее честь и достоинство, которые втоптаны в грязь. Разве не настала пора для армии мусульман снести троны гнета и тирании....» (Дни без Халифата, слишком затянулись»).

Таким образом можно утверждать, что в представленных материалах значительное число высказываний, построено на противопоставлении «исламской идеологии» как единственно правильной, идеологии "куфра" (неверных), содержат формы внешне направленной открытой агрессии, деструктивные экстремистские призывы, которые могут побуждать к активным разрушительным действиям.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что содержание некоторых представленных на исследование текстов способно оказывать жесткое психологическое воздействие на человека. Это может выражаться в возникновении в сознании человека состояния повышенной внушаемости за счет психического истощения, социальной депривации, в формировании готовности не сомневаться в правильности или неправильности собственного поведения, снятии ответственности за волевой контроль собственной деятельности. Содержание доктрины Хизб-Ут-Тахрир, манипулируя базисными человеческими потребностями, детерминирует возникновение девиации поведения в виде религиозного фанатизма, который характеризуется изменением признаков сознания: нарушением чувства собственной деятельности, осознание себя в качестве самостоятельного индивида, растворение индивидуальности, не способность критически осмысливать собственное поведение, использование аффективной логики, склонности к образованию сверхценных и бредовых идей, развитие психопатологических эмоциональных переживаний.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Содержание представленных на исследование материалов, а именно брошюр «Аль-Ваъй» №№ 236 от октября 2006; 232 за июнь 2006; брошюр «Ильм (Знание) и сакафат(Просвещение), «Система Ислама»; «Концепция Хизб-Ут- Тахрир»; «Демократия.Система неверия», «Исламская личность»; «Партийное сплочение»; «Путь», прокламации «дни без Халифата, слишком затянулись...»; «Даъват вне маджаль (территория, нам которой возможно установление исламского государства и не в исламских странах»), «Призыв Хизб-ут-Тахрир...»; «Британское правительство...», «Рискнул бы Папа римский...»; «Обязательность сплочения», «Не пора ли правителям, хоть раз ...», «последнее собрание», «неужели до сих пор есть тот, кто не ведает о сущности...», «Сражение между собой является большим и скверным преступлением», «халифат не сопоставим с определением «свобода», «речь по случаю Рамадана» проповедует религиозную исключительность, морально-нравственное превосходство «Исламского образа» жизни и отрицает право на существование других религий, мировоззрений, политических систем, имеет направленность на подавление личности, его индивидуального опыта, изоляцию от внешнего мира, что может оказывать воздействие на поведенческие реакции человека в обществе и изменение его личности в виде невротических расстройств, провоцировать возникновение острых психопатологических симптомо-комплексов, асоциальных форм поведения, развития поведенческих девиаций.

2. Содержание представленных на исследование материалов, а именно брошюр «Аль-Ваъй» №№ 236 от октября 2006; 232 за июнь 2006; брошюр «Ильм (Знание) и сакафат(Просвещение), «Система Ислама»; «Концепция Хизб-Ут- Тахрир»; «Демократия.Система неверия», «Исламская личность»; «Партийное сплочение»; «Путь», прокламации «дни без Халифата, слишком затянулись...»; «Даъват вне мажал (территория, нам которой возможно установление исламского государства и не в исламских странах»), «Призыв Хизб-ут-Тахрир...»; «Британское правительство...», «Рискнул бы Папа римский...» «Обязательность сплочения», « Не пора ли правителям, хоть раз ...» «последнее собрание», «неужели д ах пор есть тот, кто не ведает о сущности...», «Сражение между собой является большим и скверным преступлением», «халифат не сопоставим с определением «Свобода», «Речь по случаю рамадана» направлено на возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии, социальной группе. Содержание представленных на исследование материалов проповедует религиозную исключительность Ислама перед религиями, политическими системами, что создает благоприятные условия для формирования религиозных предрассудков, стереотипов религиозную нетерпимость, отрицательное отношение к другим культурным нормами, религиозным предрассудкам, стереотипам и детерминирует возбуждение межрегиональной вражды.

3. Содержание представленных на исследование материалов, а именно брошюр «Аль-Ваъй» №№ 236 от октября 2006; 232 за июнь 2006; брошюр «Ильм (Знание) и сакафат (Просвещение), «Система Ислама»; «Концепция Хизб-Ут- Тахрир»; «Демократия Система неверия», «Исламская личность»; «Партийное сплочение»; «Путь», прокламации «дни без Халифата, слишком затянулись...» Даъват вне мажал (территория, нам которой возможно установление исламского государева и не в исламских странах»), «Призыв Хизб-ут-Тахрир...»; «Британское правительство...», «Рискнул бы Папа римский...»; «Обязательность сплочения «Не пора ли правителям, хоть раз ...», «последнее собрание», «неужели до сих пор есть тот, кто не ведает о сущности...», «Сражение между собой является большим и скверным преступлением», «халифат не сопоставим с определением «свобода», « речь по случаю Рамадана» направлено на побуждение личности к совершению насильственных действий по мотивам религиозной ненависти либо вражды. Содержание представленных на исследование материалов направлено на формирование представлений об морально-нравственном, религиозном превосходстве Исламского образа жизни перед лицами, принадлежащих к другой конфессиональной и социальной группе (не исповедующих Ислам), а также на создание крайне негативной эмоциональной оценки, отрицательной смысловой установки в отношении представителей другого мировоззрения (не Исламского), что способствует развитию религиозного нигилизма, ксенофобии, формирует у адресатов позитивное отношение к насильственному способу разрешения имеющихся проблем.

4. Содержание представленных на исследование материалов, а именно брошюр «Аль-Ваъй» №№ 236 от октября 2006; 232 за июнь 2006; брошюр «Ильм (Знание) и сакафат(Просвещение), «Система Ислама»; «Концепция Хизб-Ут-Тахрир»; «Демократия.Система неверия», «Исламская личность»; «Партийное сплочение»; «Путь», прокламации «дни без Халифата, слишком затянулись...»; «Даъват вне мажал (территория, нам которой возможно установление исламского государства и не в исламских странах»), «Призыв Хизб-ут-Тахрир...»; «Британское правительство...», «Рискнул бы Папа римский...»; «Обязательность сплочения». «Не пора ли правителям, хоть раз ...», «последнее собрание», «неужели до сих пор есть тот, кто не ведает о сущности...», «Сражение между собой является большим и скверным преступлением», «халифат не сопоставим с определением «Свобода» « речь по случаю Рамадана» может оказывать влияние на сознание личности путем формирования представлений о необходимости изменения существующего государственного устройства и создания государства в форме Халифата. Содержание текстов, представленных на исследование, демонстрируют умысел на формирование искаженных представлений о других религиях, политических системах. На это указывает специфический подбор аргументов и высказываний (содержание построенное по принципу поляризации «мы»-«они»: мы- сильные, умные, носители единственно правильного мировоззрения; другие политические системы- воплощение зла , а поэтому опасны для мусульман: внушение об избранности, возложении на них великой миссии, принадлежности к отряду истинных верующих, направляющих историю человечества, на призыве изолироваться от других религий, идеологией, личностей не исповедующих Ислам и т.д) направленный на воздействие на сознание личности через аппеляцию о бедственном положении мусульман, гиперболизированные убеждения об угрозе жизни мусульман и как следствие, внушается необходимость здания государство Халифат, выступающее гарантом «новой, счастливой жизни» мусульман.

5. Осуществляемая деятельность представителями организации «Хизб-Ут- Тахрир». основанная на асоциальных идеях и представлениях, ставящих личность вне общества и государства, оказывает отрицательное деструктивное (разрушительное) воздействие на психологическое состояние (рациональное, логическое мышление) и эмоциональное, духовное здоровье людей, в первую очередь, детей и подростков, способствует развитию поведенческих девиаций.

6. Сделать однозначный доказательный вывод о том, что содержание других представленных на исследование объектов, за исключением брошюр «Аль- Ваъй» №№ 236 от октября 2006; 232 за июнь 2006; брошюр «Ильм (Знание) и сакафат(Просвещение), «Система Ислама»; «Концепция Хизб-Ут-Тахрир»; «Демократия.Система неверия», «Исламская личность»; «Партийное сплочение»; «Путь», прокламации «дни без Халифата, слишком затянулись...»; «Даъват вне мажал (территория, нам которой возможно установление исламского государства в не в исламских странах»), «Призыв Хизб-ут-Тахрир...»; «Британское правительство...», «Рискнул бы Папа римский...»; «Обязательность сплочения», «Не пора ли правителям, хоть раз ...», «последнее собрание», «неужели до сих пор есть тот, кто не ведает о сущности...», «Сражение между собой является большим и скверным преступлением», «халифат не сопоставим с определением «свобода», « речь по случаю Рамадана»:

- оказывает воздействие на поведенческие реакции человека в обществе и изменение его личности;

- направлено на возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, социальной группе;

- направлено на побуждение личности к совершению насильственных действий по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды;

- может оказывать влияния на сознание личности путем формирования представлений о необходимости изменения, существующего государственного устройства и создания государства в форме Халифата, не представляется возможным.

Эксперт: А.В.Фролова

 

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.