За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Допрос Ильдуса Файзова

Ниже публикую протокол допроса в одном из судебных заседаний Ильдуса Файзова, во времена описываемых событий бывшим заведующим отделом пропаганды ДУМ РТ, а ныне муфтий Татарстана.

Считаю необходимым в начале дать краткие пояснения к нижеприведенному допросу.

Из протокола допроса видно, что этот священнослужитель запрещал собираться в мечети нескольким мусульманам, поскольку, с его слов, «они вели какую-то агитацию, собирали вокруг себя молодых людей». В первый день он вызвал охрану и просто выгнал их из мечети. Во второй день, когда они начали что-то доказывать, со слов Ильдуса Файзова, высказывать оскорбления, их забрали в милицию за мелкое хулиганство. Оговорюсь, что другой свидетель, товарищ Ильдуса Файзова, как и все подсудимые, в этом же судебном процессе отрицали, что звучали оскорбления. Кроме того, исключительно положительные характеристики на подсудимых и отзывы о них свидетелей позволяют судить о том, что эти люди не склонны к оскорблениям. Следовательно, реально никакого хулиганства не было.

Из допроса не следует, что допрашиваемый священнослужитель пытался каким-то образом объяснить, в чем, по его мнению, заключалось заблуждение изгнанных им из мечети людей.

В допросе священнослужитель утверждает, что есть муфтии, имамы, то есть сословие духовенства, которые призывают к Исламу. Обучение в любом исламском заведении само по себе так же не дает права на призыв людей к исламу. Если люди числятся как прихожане и у них есть разрешение от Муфтия и вышестоящих людей, то они имеют право призывать людей к Исламу. Данное разрешение является обязательным, его получают в Совете Муфтиев России или духовном управлении Республики Татарстан.

Священнослужитель отрицает право на существование иных форм исламской мысли, кроме закрепленной в уставе духовного управления.

Все это утверждается после того, как свидетель расписался в том, что предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

 

Протокол допроса Ильдуса Файзова, во времена описываемых событий бывшим заведующим отделом пропаганды ДУМ РТ, а ныне муфтий Татарстана

 

В 10 часов 10 апреля 2009 года судебное заседание объявлено продолженным в том же составе суда.

Государственный обвинитель Сухов А.В.:

- Прошу допросить свидетеля Файзова И.А.

В зал судебного заседания приглашается свидетель Файзов И.А.

Устанавливается личность свидетеля: Файзов Илдус ...

На вопрос председательствующего свидетель Файзов И.А.:

- Кто-либо из подсудимых является Вашим близким родственником?

- Нет, среди подсудимых моих близких родственников нет.

Председательствующий разъясняет процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст.56 УПК РФ, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний по ст.ст.307-308 УК РФ.

Подписка отобрана.

Председательствующий предлагает стороне обвинения приступить к допросу свидетеля Файзов И.А.

На вопросы государственного обвинителя Камалетдинова Н.И. свидетель Файзов И.А.:

- Среди подсудимых Вам известен кто-либо?

- Хасанов Алмаз, а также подсудимый, сидящий в дальней клетке, его имя и фамилию я не знаю. (Свидетель указал на подсудимого Файзулина Ф.Р.). Также знаю подсудимого, который находится не под стражей, зовут его Тагир. (Свидетель указал на подсудимого Нурмухаметова Т.И. и указал, что знает лишь его имя.).

- Расскажите об обстоятельствах, при которых Вам стали известны данные лица.

- В первый раз я встретился с ними в апреле или в мае 2005 года. В мечети они устроили мелкое хулиганство, в результате по делу проходило около 7-8 человек. В дальнейшем по данному уголовному делу мировым судьей были осуждены Нурмухаметов и Хасанов. В результате этих событий мне стали известны данные лица.

- Расскажите подробнее об обстоятельствах этого происшествия.

- Обстоятельства таковы, что тогда, в апреле или мае 2005 года, они собирались в мечети до и после намаза, но мы запрещали им собираться, поскольку они вели какую-то агитацию, собирали вокруг себя молодых людей. В этот день мы предложили им выйти из мечети, сказав, что мечеть это отдельная юридически - религиозная организация, что здесь есть руководитель и тот, кто объясняет и пропагандирует религию – это имам, а также те люди, которым он предлагает и разрешает объяснять. Кроме того, мы сказали, что если они не покинут мечеть, мы вызовем охрану. В первый день мы вызвали охрану и просто выгнали их из мечети. Во второй день, когда они начали что-то доказывать, высказывать оскорбления, их забрали в милицию за мелкое хулиганство.

- В чей адрес они высказывали оскорбления?

- В адрес Имама.

- После этого происшествия какие-либо действия с их стороны в Вашей мечети были?

- После этого прекратились, но до этого в апреле, когда муфтий пришел на пятничную службу, Файзулин выскочил к микрофону и хотел что-то крикнуть или обратиться к прихожанам. В зале также встали несколько человек, в том числе, и Хасанов. На это муфтий предложил им после окончания службы обратиться к нему с вопросами, если они у них есть. После этого муфтий ждал их около получаса, надеясь, что к нему зайдут и они поговорят по поводу того, что у них случилось и почему они так себя ведут, подумав что, возможно, где-то обижают мусульман, и Муфтий на это не реагирует и ничего не предпринимает.

- Кто конкретно пытался высказаться?

- Файзулин.

- Какие-либо угрозы в Ваш адрес после это поступали?

- После этого, не знаю, кто именно, но, в доме, где я жил, во все почтовые ящики были брошены листовки. Также листовки были и в мечетях. Как говорили имамы, эти листовки были о том, что я сотрудничаю с правоохранительными органами, что я «продажный» мулла.

- Вы обвинение в данных листовках с чьей деятельностью связываете?

- Людей, которые обвиняли бы меня просто так, нет, поскольку я достаточно известный и уважаемый человек. По моему мнению, я считаю, что это было с их стороны.

- Вам известна организация «Хизб ут-Тахрир»?

- Известна, как и всем из СМИ, из Интернета и по тем книгам и брошюрам, которые иногда попадались, например книга «Тамими». Исходя из СМИ, Интернета и таких брошюр было понятно, что это была своеобразная секта, можно даже сказать, что деструктивная секта. Может быть, они оперируют тем, что действительно читают Коран, но они читают Коран, вырывая из контекста те «аяты», которые им нужны и оперируя ими. В тоже время они идут против традиции самого пророка, обвиняя всех тех остальных, кто не с ними в том, что они просто отказываются от мусульманства, дают на растерзание «кяферами», т.е. обвиняя всех других. То, что намаз могут читать и лицемеры, они и сами прекрасно знают. Мы считаем только то, что это не является главным доказательством того, что этот человек - мусульманин, только потому, что он может объяснять и интерпретировать Коран или хадисы. Они сами понимают, что, это еще не доказательство того, что они действительные члены мусульманской «уммы» и действительно грамотные мусульмане. Из этих книг и по объяснениям тех прихожан, которые общаются со мной и встречались с ними, становиться понятным, что они дают только ту информацию, которая им нужна, вырывая из контекста отдельные фразы и предложения и оперируя этими фразами и предложениями, называя, что это действительно от Ислама. Ислам многогранен, и просто так, вырывая из контекста отдельные фразы, объяснить Ислам невозможно. Невозможно из одного предложения, вырванного из контекста Корана, строить воззрения или предположения обо всем Исламе.

- Вам известны цели и задачи организации «Хизб ут-Тахрир»?

- Исходя из этих брошюр, создалось мнение, что целью и задачей этой организации является построить всемирный халифат и чисто исламское государство, стремление установить законы шариата разными путями. Есть поэтапное построение халифата. Каждое движение или каждая партия стремится идти как бы по пути пророка Мухаммеда, т.е. сначала призывать, уверовать и распространять между собой в небольших группах, сначала призывать скрытно, потом призывать явно, а затем браться за оружие. Не учитывается тот момент, что халифат, как таковой, по высказываниям пророка Мухаммеда, в которых говорится: «после меня будет 30 лет халифата» и называет поименно «пятый халиф». Четыре халифа были действительно. «Пятый халиф» - это наместник пророка, т.е. если объяснять и обратиться к смыслу этого слова – это наместник Аллаха. Например, на земле халиф - Адам. В данном случае четыре праведных халифа: Блакер, Умар, Усман и Ралли - это наместники пророка Мухаммеда, а пятый был Хасан, который продержался около 6 месяцев. По истории Ислама все это состояло 30 лет, и потому Мухаммед завещал и пророчествовал то, что сегодня и до судного дня будут цари, короли, будут династии и придет судный день - царь освободитель, но ни в коем случае не халиф. Сама идея халифата и этих высказываний противоречит вот этим традиционным понятиям Ислама. Но любая такая же деструктивная секта, например, их ход и путь можно рассмотреть и по истории и по всем другим сектам, что эти пути поэтапные, они присутствуют. Сначала скрытно, потом явно, затем с тем условием, чтобы подчинить все окружающее, чтобы создать то условие в виде государственности, для того чтобы продвигать какие-то свои идеи.

- Кого из известных Вам лиц Вы можете отнести к членам организации «Хизб ут-Тахрир»?

- Всех названных мною лиц я могу отнести к членам организации «Хизб ут-Тахрир», поскольку с их стороны были высказывания вслух, особенно со стороны Хасанова. Кроме того, были споры с моими прихожанами и учениками.

На вопросы государственного обвинителя Сухова А.В. свидетель Файзов И.А.:

- Известны Вам примеры деятельности членов организации «Хизб ут-Тахрир», связанные с вооруженными действиями?

- Нет, не известно потому, что сама организация создана в 50-х годах и участие членов организации, связанных с вооруженными действиями, я не замечал.

- Вам известны примеры деятельности членов организации «Хизб ут-Тахрир», связанные с вооруженными действиями в других странах ближнего зарубежья?

- Я знаю, что в других странах деятельность организации «Хизб ут-Тахрир» запрещена как экстремистское течение, например, в той же самой Саудовской Аравии, Иордании и других странах. Насколько мне известно, в 2003 году Верховным Судом РФ деятельность организации «Хизбут-Тахрир» запрещена на территории Российской Федерации, поскольку она признана экстремисткой.

- Как относятся мусульмане, исповедующие традиционный Ислам, непосредственно к членам организации «Хизб ут-Тахрир»?

- Последователи традиционного Ислама относятся к ним, как к участникам секты. Это связано с тем, что каждая отдельная партия разрывает общину. Из основной общины вырывают людей, возможно не грамотных или слабовольных. Мне неизвестно, какими методами они работают в точности, но понятно, что многих людей они привлекают к себе и разрывают единую общину. Если какая-то группа объединяется вокруг какого-то харизматического лидера, то это называется деструктивно - харизматической сектой. Положение Ислама на этот счет таково, что они действительно приносят вред не только Исламу, но и всем окружающим людям, потому что разрываются семьи и из-за этого страдает общество. Поэтому традиционный Ислам считает, что это нехорошая и ненормальная секта.

На вопросы подсудимого Джураева У.М. свидетель Файзов И.А.:

- Что такое секта в Вашем понимании?

- Я уже объяснил, что секта - это группа лиц, собравшаяся вокруг харизматического лидера.

- Вы изучали литературу «Хизб ут-Тахрир»?

- Нет.

- Откуда Вам стало известно о трех этапах?

- Из ваших высказываний и последователей.

На вопросы подсудимого Хасанова А.Д. свидетель Файзов И.А.:

- Вы можете вспомнить, какие слова я произносил, когда оскорблял Вас?

- Вы можете ознакомиться с уголовным делом, в котором указано, как именно Вы меня оскорбляли.

- У Вас сохранились копии тех листовок, которые Вам подбросили в почтовый ящик?

- У меня лично не сохранились, но они есть в духовном управлении мусульман.

- Вы можете сказать, какие именно «аяты» берутся и искажаются из контекста Корана и в чем именно основные противоречия между организацией «Хизб ут-Тахрир» и традиционным Исламом?

- Насколько мне известно, Вы взяли второй «аят», в котором говорится, что мы вас сделали теми людьми, которые призывают к добру и удерживают от зла. Но после этого еще идет и третий «аят», а вы взяли только второй, где говорится, что среди вас есть общины, которые призывают к добру и удерживают от зла, но в первом «аяте» говорится: «будьте в общине, джамаате». После этого через «аят» идет только третий «аят», который раскрывает, что оставайтесь в общине, даже если вы, будучи врагами, будете в общине. Аллах скрепит ваши сердца любовью.

- Трактовка данного «аята», который Вы сейчас дали - это единое мнение всех ученых Ислама или только Ваше мнение?

- Это единое мнение традиционалистов.

- Вы можете назвать несколько имен.

Председательствующим вопрос снят.

- Как Вы относитесь к установлению халифата?

- Я уже об этом говорил.

- Вы можете сказать, по каким основным критериям определяют, какое государство Исламское, а какое нет?

- Основные критерии – это «фекхи», т.е. юриспруденция в Исламе.

- Вы можете пояснить критерии исламского государства?

- Если правитель действительно мусульманин и в этом государстве действуют законы шариата, т.е. на мнение «сахабов», на рассуждении учеников и сподвижников пророка и на местных обычаях.

На вопросы подсудимого Файзулина Ф.Р. свидетель Файзов И.А.:

- Брался ли пророк Мухаммед за оружие на третьем этапе?

- Во-первых, Вы неправильно поняли или неправильно воспроизвели мои высказывания о том, как проходят три этапа. Пророк Мухаммед распространял 3-4 этапа. Первый этап – это когда к нему пришел архангел Гавриил и пророк начал объяснять суть религии Всевышнего и суть жизни на земле. После этого архангел начал собирать и объяснять людям, т.е. пропагандировать скрытно. В один прекрасный день, когда их стало 80 человек, они вышли на улицу и стали призывать уже явно. После этого было переселение в Медину для того, чтобы отражать нападение врагов, язычников и неверных и они были вынуждены взяться за оружие. В данном случае я высказал то, что, любая Исламская секта построена деструктивно и старается расколоть общую «умму» и вроде бы повторяет эту дорогу. Хотя в тоже время, не вникая в точные подробности, того, что там было на самом деле.

- В Медине было Исламское государство, т.е. оно возникло после переселения или оно уже было в Мекке?

- В Медине для того, чтобы отражать нападение от врагов они были вынуждены объединиться в одну общину, которую можно было назвать мини-государством.

- Оскорблял ли я Вас лично в мечети?

- Я про Вас не говорил. Я сказал, что вы только стремились к микрофону во время пятничного богослужения, когда приходил Муфтий.

На вопросы защитника Галяутдиновой Л.Г. свидетель Файзов И.А.:

- Вы из какой мечети?

- Мечеть «Булгар». Также я заведующий пропагандой духовного управления мусульман Имам -Хатыйб.

- Где была создана организация «Хизб ут-Тахрир» в 1950-х годах?

- В Иордании.

- Когда была создана организация «Хизбут-Тахрир» в России?

- Мне об этом не известно.

- Какие-нибудь террористические акты были со стороны организации «Хизбут-Тахрир»?

- Я об этом уже говорил.

От законного представителя Шафигуллиной Г.И. вопросов к свидетелю Файзову И.А. не поступило.

На вопросы подсудимого Хасанова А.Д. свидетель Файзов И.А.:

- Каково значение термина традиционного Ислама «неверующий», т.е. «кяфер»?

- Для того чтобы быть «кяфером» по мнению традиционалистов, слово «джамаат» – это четыре «масхаба», четыре юридически-правовых школ, четыре направления. Первое – это «айбуханив», которое было создано во время «тайберинов», т.е. последователей и сподвижников пророка, о которых высказался пророк Мухаммед: «Три века, когда Ислам будет крепким и после этого начнется спад, Ислам станет слабым, после меня самые хорошие времена, «золотой век», т.е. это мое время, «тайберинов» и «аттабов-тайберинов». Сподвижники «саххабы» - это сподвижники пророка. «Тайберины» - это последователи и сподвижники пророка. «Аттабы-тайберины» - это последователи сподвижников пророка. Первая созданная юридически - правовая школа, в которую идут мусульмане Татарстана, систематизирована. В этой школе систематизирован порядок ритуальных обрядов, порядок взаимоотношений людей, между человеком как личностью и государством, а также разные правовые вопросы. Третье направление – это наказание за преступление. Наряду с ним была создана юридически-правовая школа масхаб «Малики». От них отделились масхаб «Шафиги» и в дальнейшем «амбари». Эти 4 школы называются «Аглисун-уль- джамагат», то есть «Люди общины и согласия». По всем четырем «масхабам» определение «кяферы» - это когда человек должен сначала уверовать в Аллаха, после этого он должен быть достаточно образованным, затем отвернуться от Ислама и начать бороться против Ислама. Вот этот человек называется «кяфером». Любого человека, который, допустим, сейчас находится на улице или присутствует здесь в зале, мы не имеем права называть «кяфером». Среди них может быть мусульманин, тот который действительно верит в единство всевышнего. Если мы его называем «кяфером», мы сами автоматически становимся «кяферами». «Кяфер» в переводе с арабского – это отрицающий божественность всевышнего и отрицающий религию Ислам.

- Те люди, которые не верят в Коран, являются неверующими?

- Определение веры у нас состоит из семи столпов. Это обязательная вера в Аллаха, вера в ангелов, вера в книги, которые были до Корана, вера в пророка, вера в судный день, вера в судьбу, что все хорошее и плохое от Аллаха и вера воскрешения после смерти.

- Призыв людей не мусульман к Исламу противоречит традиционному Исламу?

- Нет, ни в коем случае. Нельзя насильно призывать к Исламу и нельзя навязывать свою идею. Если человек при своей религии хочет остаться христианином или иудеем, он имеет право остаться, но если он попадает под власть правителя, он просто платит налог, который называется «джизия».

- Считаете ли Вы подсудимых мусульманами?

- Я не буду отвечать на этот вопрос.

На вопрос подсудимого Зарипова Р.Р. свидетель Файзов И.А.:

- Вы можете сказать подробно, следовали и притесняли ли посланники Мухаммеда его пособнической деятельности?

Председательствующим вопрос снят.

На вопрос подсудимого Зялилова И.И. свидетель Файзов И.А.:

- Что Вы имеете в виду под термином «традиционный Ислам»?

Председательствующим вопрос снят, поскольку свидетель на него уже ответил.

На вопросы подсудимого Файзулина Ф.Р. свидетель Файзов И.А.:

- Как традиционный Ислам относится к призыву мусульман к одобряемому и запрету к неодобряемому?

Председательствующим вопрос снят, поскольку он не сформулирован.

Председательствующий напоминает подсудимому Файзулину Ф.Р., что допрос свидетеля это не теологический спор и просит задать вопрос свидетелю в более понятной форме для того, чтобы он мог быть зафиксирован в протоколе судебного заседания и на него был получен ответ.

- Каково мнение традиционного Ислама призыву мусульман к одобряемому и удерживанию от порицаемого.

Председательствующий еще раз объясняет подсудимому Файзулину Ф.Р., что его вопрос снят, поскольку он не сформулирован в понятной форме, свидетель уже излжил свое понимание традиционного Ислама.

На вопросы подсудимого Зарипова Р.Р. свидетель Файзов И.А.:

- Почему Вы не ознакомились с идеологическими источниками организации «Хизб ут-Тахрир»?

- Я не говорил, что не знакомился. Я сказал, что ознакомился с теми источниками, которые были в Интернете с теми брошюрами, которые пишут традиционалисты, и для меня это было достаточно.

На вопросы государственного обвинителя Нуриева М.М. свидетель Файзов И.А.:

- Существует такое понятие как призыв мусульман к Исламу?

- Призывом к Исламу в данной ситуации занимаются Имамы мечети. В данном случае для этого существуют мечети. В Казани в настоящее время около 50 мечетей, где присутствуют имамы, которые прошли экзамен и получили свидетельства. Они проводят пятничные молитвы. Во время молитв призывают и объясняют Ислам в личной проповеди. Кроме этого, при мечетях имеются воскресные школы, где мы все объясняем людям. Также существуют СМИ, на которых я постоянно объясняю все людям. Я, будучи зав.отделом пропаганды, выпускаю газеты на русском и татарских языках. Есть муфтии, имамы, т.е. сословие духовенства, которые призывают к Исламу. Если люди числятся как прихожане и у них есть разрешение от Муфтия и вышестоящих людей, то они имеют право призывать людей к Исламу. Существует понятие обучать мусульман каким-то религиозным наукам, но призывать мусульман к Исламу, такого понятия нет. Только сектанты те, которые сами невежественны, могут призывать мусульман к Исламу, для того чтобы завербовать их, говоря, что Ислам, который они пропагандируют, является самым правильным, чтобы в дальнейшем создать себе группу. Этот метод харизматической секты.

На вопрос государственного обвинителя Сухова А.В. свидетель Файзов И.А.:

- Известны Вам случаи в частности в Татарстане, когда органы власти притесняли бы мусульман за их вероубеждение?

- Только за те правонарушения, которые не соответствуют Российским законодательствам. Были принимаемы какие-то меры, но в отдельных случаях такого нет. Потому что даже в самом джамаате те, которые идут правовыми школами, особенно в том масштабе, в котором мы идем, жители России и, в особенности в Татарстане, там четко очерчено, если законы государства не противоречат шариату, то не исполнение этих законов считается грехом. Административная, уголовная ответственность, все, за что предусмотрено законом наказание. Но как такого, чистого притеснения мусульман нет. Если бы мусульман притесняли на территории Российской Федерации, мы бы не смоли построить около двух тысяч мечетей, не смогли создать такую сеть учебных заведений, не смоли бы выступать в СМИ, женщины не могли ходить в платках по улицам. Даже в тех странах, которые называются мусульманскими - в Тунисе, Марокко, невозможно ходить в платках. В зарубежных странах, которые все считают мусульманскими, проводят только ту политику, которая предоставляется государством вышестоящему духовенству и малейшее нарушение карается законом. Только в России из-за того, что получилась большая брешь, огромная пауза между прежними поколениями, влезли невежественные люди и стали изображать из себя ученых, т.е. из-за нехватки грамотности среди мусульманского населения.

На вопросы государственного обвинителя Нуриева М.М. свидетель Файзов И.А.:

- Вам известно кому-либо из подсудимых давалось разрешение муфтиями вести призыв или заниматься обучением мусульман?

- Нет, поскольку все это проходит через муфтиев.

- Это разрешение является обязательным, для того чтобы вести такую работу?

- Да, обязательным. Данное разрешение получают в совете муфтиев России или духовном управлении Республики Татарстан.

- О тех печатных изданиях, которая издавала организация «Ансар», Вам что-либо известно?

- Нет.

- Организация «Нова» Вам известна?

- Нет.

На вопрос подсудимого Хасанова А.Д. свидетель Файзов И.А.:

- Рядовому мусульманину или прихожанину с позиции традиционного Ислама разрешается призывать своих родственников или соседей к Исламу, или же для этого необходимо разрешение?

- В Коране прочерчено: «убереги себя и свою семью». То, что касается Вас и Вашей семьи, Вы имеете право призывать. Во всем остальном есть люди, на которых возложена эта ответственность.

На вопрос подсудимого Зялилова И.И. свидетель Файзов И.А.:

- Допускает ли Ислам разногласия в шариатских вопросах?

- Юридические разногласия допускаются даже в светских, государственных органах, поэтому этот вопрос я оставляю без комментариев.

На вопросы защитника Галяутдиновой Л.Г. свидетель Файзов И.А.:

- «Сунниты» и «шииты» - это направление в традиционном Исламе?

- «Сунниты» и «шииты» - это другая категория людей. Две большие группы, которые разделяются по богословским мировоззрениям. Это чисто теологический вопрос. Традиционный Ислам идет по «суннизму».

- У нас в России могут присутствовать другие школы?

- У нас есть устав духовного правления мусульман Республики Татарстан и тот же самый устав повторяется во всех учреждениях, канонически подвластных духовному правлению мусульман РТ, где четко проговаривается, что эта община или организация основывает свою идеологическую политику по Корану «сунни», по правовым вопросам, по юридической школе масхаба «Абу-Ханифа», по традициям местного народа и в светских вопросах подчиняется законам РФ.

На вопросы защитника Масленниковой свидетель Файзов И.А.:

- Допускаете ли Вы возможность, что некоторые люди, особенно молодые, могут заблуждаться в религии?

- Любой человек не совершенен.

- Если Вы встречаете таких заблуждаюшихся людей, Вы принимаете какие-нибудь меры со своей стороны, чтобы вернуть их в джамаат?

- Да, для этого существуют разъяснения в виде лекций, выступлений и в виде изданий.

На вопросы председательствующего свидетель Файзов И.А.:

- Получение духовного образования в одном из высших духовных учреждений Республики Татарстан дает право на проповеди в мечетях?

- Нет, поскольку для этого необходимо получить разрешение духовенства, а человек получает образование в первую очередь для себя.

- Подсудимый Файзулин когда-либо обращался за подобным разрешением в духовное управление Республики Татарстан?

- Через меня это не проходило.

- Получивший высшее духовное образование мусульманин может участвовать в религиозных обрядах, т.е. сам заключать Никах и прочие обряды?

- Нет, поскольку для этого необходимо разрешение, которое выдается Имамами при мечетях, т.е. такого разрешения Файзулин не получал.

На вопрос защитника Галяутдиновой Л.Г. свидетель Файзов И.А.:

- Вы заведующий пропагандой духовного управления мусульман. Ваше управление финансируется за счет государственного бюджета?

- Нет, духовное управление мусульман – это религиозно-общественная организация.

Других вопросов к свидетелю Файзову И.А. от участников процесса не поступило.

Допрос свидетеля Файзова И.А. завершен.

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.