За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Главная Отношение власти к мусульманам в Русском Царстве и Российской Империи. Анализ Законодательства.

Отношение власти к мусульманам в Русском Царстве и Российской Империи. Анализ Законодательства.

 

ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ К МУСУЛЬМАНАМ В РУССКОМ ЦАРСТВЕ И РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Мне, как юристу, было удобнее изучить и проанализировать законодательство Русского царства и Российской империи и сделать из них соответствующие выводы, поскольку именно законы, в отличие от противоречивых исторических сведений, в точном виде отображают внутреннюю жизнь государства: нравственность, политику. Как видно, в законодательстве того времени прямо указывалось на цели создания законов и задачи, которые с их помощью необходимо решить:

1. Православное духовенство исторически имело влияние на законодательную власть и осуществляло судебную власть («Соборное Уложение» 1649 года; закон 3963 от 12 апреля 1722 года; закон 8664 от 19 ноября 1742 года; закон 8978 от 22 июня 1744; закон 409 от 17 июня 1826 года). Впервые формально его полномочия были ограничены законом 13996 от 17 июня 1773 года, но лишь декларативно, как видно из нижеизложенного.

2. Богохульство каралось смертной казнью - сожжением, либо прожиганием языка и последующим отсечением головы. Недоносительство на богохульника каралось смертной казнью либо лишением всего имущества («Соборное Уложение» 1649 года; Закон 3006 от 30 марта 1716 года, «Устав воинский»; закон от 13 января 1720 года, «Морской Устав»; закон 15379 от 8 апреля 1782).

3. Того, кто убедил кого-либо принять ислам, предписывалось казнить - сжечь («Соборное Уложение» 1649 года; закон 5333 от 12 сентября 1728 года; закон 8664 от 19 ноября 1742 года; закон 8978 от 22 июня 1744; закон 15379 от 8 апреля 1782; закон 410 от 17 июня 1826 года). Позже смертная казнь была заменена лишением всего имущества, каторгой и телесными наказаниями с наложением клейм, а еще позже - заключением в тюрьму. За проповеди и сочинения, призывающие к принятию ислама, наказанием являлось заключение в смирительный дом, а позже - в крепость (закон 19283 от 15 августа 1845 года; закон 27650 от 14 марта 1906 года).

4. Власти Российской Империи и православные проповедники среди мусульман были осведомлены, что магометане «в обычаях своих бывают весьма замерзлы и ко крещению никто из них по благоволению не придет, разве к тому привлечет кого нужда какая» (закон 8236 от 2 сентября 1740 года).

5. Поэтому мусульмане принуждались к переходу в православие следующими методами: отбирались земли, у принявших православие земли не отбирались, а отобранные возвращались («Соборное Уложение» 1649 года; закон 616 от 1675 года; закон 823 от 21 мая 1680 года; закон 867 от 16 мая 1681 года; закон 870 от 24 мая 1681 года; закон 2734 от 3 ноября 1713 года; закон 2741 от 27 ноября 1713 года); новокрещеным раздавались земли, отнятые у мусульман (закон 616 от 1675 года; закон 870 от 24 мая 1681 года); отказывавшихся креститься отсылали в ссылку (закон 870 от 24 мая 1681 года); у мусульман отбирались холопы православного вероисповедания, в том числе и новокрещенные («Соборное Уложение» 1649 года; закон 2920 от 12 июля 1715 года; закон 8793 от 28 сентября 1743 года); новокрещены освобождались от государственной службы, либо не посылались на государственную службу, либо давалась отсрочка (закон 823 от 21 мая 1680 года; закон 4123 от 2 ноября 1722 года; закон 409 от 17 июня 1826 года); новокрещеным даровался княжеский титул (закон 823 от 21 мая 1680 года); платилось денежное вознаграждение (закон 823 от 21 мая 1680 года; закон 8812 от 24 января 1836 года); новокрещеные освобождались от податей на определенный срок (закон 867 от 16 мая 1681 года; закон 3637 от 1 сентября 1720 года; закон 409 от 17 июня 1826 года); новокрещенных запрещалось брать в кабальное холопство, а попавшие в такое холопство освобождались (закон 1099 от 16 декабря 1684 года; закон 8793 от 28 сентября 1743 года); налоги с новокрещенов перекладывались на тех, кто вместе с ним жили, что делало невыносимой и без того высокую налоговую нагрузку для магометан (закон 8236 от 2 сентября 1740 года); дела о совершенных новокрещенными преступлениях рассматривались «по самой истинной правде», без волокиты, и невиновные защищались (закон 8236 от 2 сентября 1740 года); за новокрещенных из казны выплачивались долги (закон 8793 от 28 сентября 1743 года); мусульмане подлежали депортации от новокрещенов (закон 8978 от 22 июня 1744).

6. Мечети первоначально разрушались (закон 8664 от 19 ноября 1742 года; закон 8978 от 22 июня 1744). Впоследствии, «в рассуждении того, ежели у них, татар, все мечети их сломать, то из того не иное что последовать может, токмо одно им, татарам, в их законе оскорбление... к тому ж живущие в России татары магометанского закона приводятся к присягам по их законам в их мечетях» было разрешено построить, «ежели все сломаны», ограниченное число мечетей (закон 8978 от 22 июня 1744; закон 13996 от 17 июня 1773 года; закон 15653 от 28 января 1783 года; закон 4102 от 15 декабря 1886 года). Причиной ограниченного восстановления и строительства мечетей так же служило то, что это «может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольств лучше всяких строгих мер», «принимая в рассуждение, что по политическим видам и выгодам торговли, снисхождение к ним в сем отношении может оказаться нужным» (закон 16255 от 4 сентября 1785 года; закон 7946 от 12 марта 1835 года).

7. Власти Российской Империи, ради избежания человеческих потерь, сохранения материальных ресурсов и безопасности, готовы были на короткое время и в определенных регионах отступать от общего принципа подавления иных религий (закон 15708 от 8 апреля 1783 года, а так же законы, перечисленные в предыдущем абзаце).

8. Должность глав магометанского духовенства изначально была введена «дабы им о всяких худых поступках объявлять и не таить и никого из других вер в свой закон не приводить и не обрезывать, без указов мечетей и школ новых не строить», то есть для подавления активности мусульман, а не для их пользы (закон 6890 от 11 февраля 1736 года). Позже в Уфе было учреждено Духовное Собрание Магометанского закона (в современном виде духовное управление мусульман), «чтобы Муллы и прочие духовные чины Магометанского закона... определялись не иначе, как по учинении им надлежащего испытания и с утверждениями Наместнического Правления». Генерал-Губернаторам давалась установка контролировать, «дабы к исправлению духовных должностей Магометанского закона употребляемы были люди в верности надежные и доброго поведения». В правоприменительных же актах утверждалось, что Муллы избирались Генерал-Губернаторами, а так же ими снимались с должности. Первым муфтием императрицей был назначен Ахун Мухамет Джан Гусейн, «в верности к Нам и в добропорядочном поведении их испытанном». Все работники новой организации должны были быть испытаны в верности и добропорядочном поведении (закон 16710 от 22 сентября 1788 года; закон 16759 от 20 апреля 1789 года; закон 17146 от 17 августа 1793 года; закон 10594 от 21 октября 1837 года; закон 23259 от 21 мая 1849 года; закон 32478 от 27 ноября 1857 года; закон 6512 от 9 января 1890 года). Создание Духовного Собрания имело целью так же испытание мулл, служивших на местах (закон 18474 от 10 апреля 1798 года; закон 27106 от 24 октября 1817 года), внушение верующим через муфтиев о благотворности российских законов (закон 3659 от 13 мая 1830 года). Впрочем, на практике муфтии не только внушали о благотворности российских законов, но и выносили решение об уголовном наказании за их неисполнение (закон 8669 от 11 декабря 1835 года). Их задачей была дискредитация неугодных лидеров мусульман, выбранных прихожанами, путем фальсификации, а так же силовое насаждение своих мулл, отрицаемых обществом. Сохранилось свидетельство того, что в одном из таких случаев даже власти не решились на предложенные муфтиятом кардинальные меры по смещению одновременно 864 избранных обществом имамов из опасения серьезных волнений (закон 6466 от 3 октября 1833 года). В другом конкретном случае муфтий распорядился о запечатывании двух мечетей и сломе одной вновь построенной мечети. Однако власти, в ответ на жалобу мусульман, решили, что «поступив таким образом без разрешения высшего начальства, он перешел границы власти, ему предоставленной», мечети распорядились распечатать, принимая во внимание «что Ташкентцы и Бухарцы, как самые ревностные Магометане, очень мало уважающие духовное начальство, не Магометанскими властями поставленное, могут почесть определение к ним Мулл Российским Муфтием, как бы стеснением свободы вероисповедания, и принимая в рассуждение, что по политическим видам и выгодам торговли, снисхождение к ним в сем отношении может оказаться нужным» (закон 7946 от 12 марта 1835 года).

9. Власти запрашивали муфтиев по тем или иным вопросам исламской религии. Заключения муфтиев по конкретным делам, в угоду властям, порой настолько явно противоречило законодательству ислама и его повседневному общераспространенному применению среди мусульман, что правительственные чиновники только по этой причине иногда не принимали такого их мнения, стремясь избежать излишних волнений верующих (закон 3659 от 13 мая 1830 года; закон 6466 от 3 октября 1833 года).

10. В целях поддержания верности режиму Магометанскому духовенству были дарованы привилегии: им выплачивалось высокое жалование (закон 16710 от 22 сентября 1788 года; закон 16711 от 22 сентября 1788 года; закон 16759 от 20 апреля 1789 года; закон 5885 от 4 января 1833 года; закон 8780 от 15 января 1836 года); они были освобождены от податей (закон 16897 от 13 августа 1790 года; закон 23817 от 11 января 1850 года); дела о преступлениях Муфтиев разбирались не в Уголовной Палате, в отличие от обычных граждан, а «в Правительствующем Сенате, с доклада Его Императорскому Величеству чрез Главноуправляющего Духовными делами Иностранных исповеданий» (закон 24819 от 18 октября 1811 года; закон 27106 от 24 октября 1817 года); им присваивалось звание почетного гражданина (закон 20036 от 20 мая 1846 года); они не подвергались телесному наказанию (закон 20036 от 20 мая 1846 года; закон 23932 от 20 февраля 1850 года); они были освобождены от рекрутской повинности (закон 23932 от 20 февраля 1850 года).

 

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.