За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Главная Узнай свои права

Узнай свои права - on-line

Соблюдение прав человека является неотъемлемым атрибутом любого правового государства. Не является исключением и Российская Федерация. Конституция нашей страны признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Однако на практике эти нормы соблюдаются далеко не всегда и не в полной мере, в частности, когда это касается представителей национальных и религиозных меньшинств. Зачастую причиной тому является правовая безграмотность, отсутствие правовой культуры как у чиновников, так и у граждан. В этом разделе сайта вы можете получить бесплатную консультацию по всем правовым вопросам, которые возникают у верующего человека в современном российском обществе, касающимся обучения, отправления религиозных обрядов, свободы получать и распространять информацию, собраний и объединений с другими лицами с целью исповедовать свою религию. Задать вопросы вы можете заполнив нижеприведенную форму. Ответы на вопросы сгруппированы по разделам.

...
 

Деятельность религиозных организаций

Религиозные организации, бывает, испытывают трудности в организации свой деятельности - как внутри них, так и в отношениях с властью. В разделе даются ответы на вопросы о создании, деятельности и ликвидации религиозных организаций.

Имеют ли право чиновники из администрации заставлять местные религиозные общины перерегистрироваться под другое духовное управление.

В этом вопросе необходимо обратиться к статье 28 Конституции, которой гарантируется свобода вероисповеданий, в свете статьи 30 Конституции, согласно которой каждый имеет право на объединение. Государство гарантировало свободу деятельности объединений. Аналогичные положения содержит статья 9, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

Эту позицию по таким вопросам всегда занимает Европейский Суд по правам человека, который в самых неявных случаях вмешательства государства в деятельность религиозных организаций требует от властей стран-участниц Конвенции особенно деликатного, нейтрального подхода к внутренним делам религиозных организаций. Судебная практика Европейского Суда является обязательной для правоприменительных органов России.

Следовательно, с точки зрения права вмешательство государственных органов в дела вашей организации противозаконно, и даже, в случае правильного сбора доказательств принуждения к каким-либо действиям организации, можно будет требовать ответственности соответствующих должностных лиц, вплоть до уголовной.

Местная религиозная организация входит в состав централизованной, изменения в устав и руководитель утверждается ей же. Существуют ли способы выйти из состава этой организации, поскольку они вмешиваются в нашу деятельность.

Проблема, которую вы поднимаете, является системной для российских религиозных организаций, возникла в связи с попыткой законодателя не допустить образования «нетрадиционных» религиозных организаций, требует не только юридического подхода, но и определенного политического. Общий принцип заключается в том, что государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, и вы сами в свое время согласились на условия, продиктованные централизованной организацией.

Но при внимательном изучении Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» выход из ситуации все-таки виден.

Так, согласно статьи 15 Закона религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они «не противоречат законодательству Российской Федерации».

Согласно статьи 10 того же закона религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. С учетом того, что устав, и вообще «внутренние установления» «должны отвечать требованиям гражданского законодательства» следует обратить внимание на смысл разделения в процитированной статье 10 Закона утверждающих устав лиц на учредителей, с одной стороны, и централизованную религиозную организацию, с другой. Согласно статье 52 Гражданского кодекса устав утверждается его учредителями (участниками), больше никем утверждение устава не предусмотрено. Разъяснение этой головоломки можно найти в пункте 6 статьи 8, пункте 8 статьи 11 Закона где как раз и говорится о случае, когда централизованная религиозная организация создает учреждение или организацию, признаваемую религиозной, то есть выступает в качестве учредителя. Следовательно, положения вашего устава в части утверждения его централизованной организацией незаконны.

Что касается утверждения изменения в устав централизованной организацией. Согласно Письма Минюста РФ от 27 декабря 1999 г. № 10766-СЮ, официально не опубликованном, «порядок внесения изменений и дополнений в устав устанавливается согласно Закону в уставе религиозной организации, регистрирующий орган при проведении их регистрации должен проверить, что изменения и дополнения утверждены правомочным органом религиозной организации. Утверждение изменений и дополнений неправомочным органом или внесение их с нарушением установленной уставом религиозной организации процедуры влечет отказ регистрирующего органа в удовлетворении соответствующего заявления религиозной организации».

Однако эта позиция, с моей точки зрения, представляется спорной. Во-первых, статьей 12 Закона «О свободе совести...» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, и отказ по причине несоблюдения заявителями норм собственных учредительных документов не предусмотрен. Во-вторых, косвенное подтверждение моей точки зрения можно найти в пункте 7, 11 статьи 11 Закона (правда, касающийся централизованных организаций, но и централизованные организации могут иметь проблему выхода из другой централизованной организации), где для государственной регистрации требуется устав, утвержденный только учредителями.

Коротко говоря, вашей организации следует внести соответствующие изменения и дополнения в устав и представить их для государственной регистрации. К документам рекомендую приложить пояснительную записку с подробным изложением своей позиции о незаконности части устава и воли учредителей его изменить, в частности положения о порядке изменения устава. Отказ в государственной регистрации можно обжаловать в суд.

Еще раз хотелось бы отметить, что предлагаемая схема является не отработанной на практике, поэтому лучше, чтобы весь процесс регистрации контролировал опытный юрист.

end faq

Экстремизм

Тема экстремизма сегодня одна из наиболее актуальных. Однако, как правоохранительные органы, так и граждане, плохо представляют, в чем заключается это явление. Как следствие - отсутствие правовой определенности, которая является наиважнейшим принципом демократического общества. Граждане не знают, какой конкретно поступок повлечет за собой негативные правовые последствия. В этом блоке ответов на вопросы вы можете узнать подробно о тех или иных правовых позициях, касающихся экстремизма.

«Личность мусульманина» стала настольной книгой во многих домах. С величайшим огорчением узнал, что она внесена в список экстремистской литературы. Что делать, если ее обнаружит милиция?

В последнее время много книг мусульман были признаны экстремистскими материалами.

Ответственность, связанная с экстремистскими материалами, установлена в ст. 20.29. Кодекса об административных правонарушениях России, которым караются следующие деяния: «Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения».

Обратите внимание, что передача такой книги одному или двум людям не образуют состав этого правонарушения. Само производство такой литературы, а так же хранение, не является наказуемым. Наказуемым является лишь производство и хранение в целях массового распространения. То есть тем, кто решил вас наказать, необходимо доказать цель производства и хранения — массовое распространение. В принципе, если человек произвел много литературы (например, распечатал на принтере из файла в компьютере), то правоохранительные органы могут уже на основании этого сделать вывод о намерении распространять, хоть это и противоречит букве закона.

Если правоохранители смогут доказать вашу вину, то это повлечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией экстремистских материалов и оборудования, использованного для их производства; а на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Согласно ст. 2.4. вышеуказанного Кодекса должностные лица — выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. То есть это те, кто совершили нарушение при исполнении своих должностных функций в организации.

Следующий момент — правоохранители не могут отбирать вышеуказанные материалы без оснований. Основанием может явиться только изъятие при обыске (обыск — следственное действие, возможно только в рамках возбужденного уголовного дела на основании постановления суда) по любому уголовному делу (это делается на практике, но не соответствует закону). Такие действия необходимо обжаловать. Во всяком случае, если эту литературу не признают вещественным доказательством по уголовному делу, ее обязаны вернуть, даже если она и признана экстремистской. Обжаловать возможно так же любое другое изъятие литературы, не только при обыске, так как от того, что материал экстремистский, вы не утрачиваете право собственности на него.

На практике правоохранительные органы иногда пытаются возбуждать уголовные дела за распространение литературы, как это произошло с Асламбеком Эжаевым. Но здесь им необходимо доказать умысел не на просто распространение (это, как было показано, является административным нарушением), а совершение так называемого «преступления ненависти», например, возбуждения вражды. В связи с недоказанностью вышеизложенного дело в отношении Эжаева прекратили.

Если брать вообще литературу, не только признанную экстремистской, то если ее обнаружат при обыске по уголовному делу против мусульманина, то она используется в качестве одного из доказательств причастности к какой-либо группе мусульман, как например по делам о «Хизб ут-Тахрир», «Джамат уль-джихад», либо наличие у мусульманина определенных противоправных намерений. Но в этом случае данное доказательство обычно используется только в совокупности с другими.

Поэтому хранение одной-двух книг, как это делают практически все мусульмане России, не повлечет правовых последствий.

Не так давно вышел клип — издевательство над понятиями женщины в хиджабе, исламской семьи, еще и с намеком на терроризм. Этот клип — оскорбление мусульман! Существует ли какая-нибудь комиссия, куда могут обратиться с жалобой мусульмане?

Прежде всего хочется отметить, что Россия позиционирует себя как демократическая страна, поэтому, теоретически, все вопросы в ней должны решаться в соответствии с нормами демократических обществ. Свобода слова представляет собой одну из несущих опор демократического общества. Свобода слова подразумевает право сообщать общественности спорные взгляды, что подразумевает и право заинтересованных лиц знакомиться с такими взглядами, с одной стороны, и права других лиц на должное уважение свободы мысли, совести и религии, с другой стороны. Более того, у тех, кто открыто выражает свою религиозную веру или другие взгляды нет разумных оснований ожидать, что они останутся вне критики. Содержание различных материалов (в том числе видео, аудио и печатных) может не всеми будет благоприятно восприниматься, а отдельных лиц может шокировать, обидеть или вызвать обеспокоенность. Они должны проявлять терпимость и мириться с тем, что другие отрицают их убеждения и даже распространяют учения, враждебные их вере.

Однако в демократическом обществе необходимо избегать, по мере возможности, выражений, изображений, которые беспричинно оскорбительны для других, являются ущемлением их прав и не привносят в публичные обсуждения ничего, что способствовало бы прогрессу в делах человеческих. Это рамки, которыми ограничивается свобода слова в демократическом обществе. Злонамеренное нарушение духа терпимости недопустимо. Такова позиция Европейского суда по правам человека, более подробно изложенная в его решениях. Эти принципы являются базовыми, они определяют тот порог, перешагивание которого ведет к ответственности виновных лиц.

В законодательстве России, в зависимости от общественной опасности, существует два вида ответственности: административная и уголовная.

В административном порядке нарушителя может наказать прокурор. Согласно статье 20.29. Кодекса об административных правонарушениях массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, наказуемо.

Но первоначально прокурор может подать в соответствующий суд заявление о признании того или иного материала экстремистским.

Кроме того, прокурор может вынести предостережение о недопустимости какой-либо деятельности, потребовать устранить нарушения закона (в частности, прекратить демонстрацию того или иного материала).

То есть сначала материал признается экстремистским, потом уже за его распространение следует наказание. С соответствующим заявлением необходимо обратиться в органы прокуратуры.

Необходимо так же указать, на чем основано ваше заявление, подробно описать, почему вы считаете нарушенным закон, как именно тот или иной материал оскорбляет вас или группу, к которой вы принадлежите.

Согласно Федерального закона от 25 июля 2002 «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские материалы — (1) предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, (2) призывающие к осуществлению экстремистской деятельности (3) либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, (4) публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство (5) либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (цифры проставлены мною).

Экстремистской деятельностью (экстремизмом), согласно того же закона, является:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Наиболее опасными являются деяния, наказуемые в уголовном порядке.

Статьей 280 УК РФ предусмотрено наказание за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Понятие экстремистской деятельности я давал выше. Эти дела расследуются следователями органов федеральной службы безопасности, следовательно, с соответствующим заявлением необходимо обратиться в ФСБ.

Статьей 282 УК РФ караются действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации. С заявлением о признаках этого преступления необходимо обратиться к следователям Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, по подследственности.

Если же материал направлен против конкретного человека (но не организации), то можно обратиться с заявлением о клевете либо оскорблении. Подать иск в гражданско-правовом порядке может и организация, и конкретный гражданин.

end faq

Отношения с правоохранительными органами

Граждане часто встречаются с непрофессионализмом, а порой и преступными действиями некоторых сотрудников правоохранительных органов. Эти их качества, порой, приводят к нарушению прав граждан на свободу вероисповедания, свободу объединения и собраний. Узнать о правах и обязанностях по отношению к правоохранителям можно в этом блоке ответов на вопросы.

Обязан ли гражданин явится к сотрудникам по их приглашению. Каковы обязанности гражданина при допросе.

Сотрудники правоохранительных органов часто приглашают мусульман для всевозможных бесед, допросов. В основном на таких встречах звучат предложения о сотрудничестве, просьбы рассказать о себе, об окружающих мусульманах, о подробностях произошедших ранее событий.

Деятельность правоохранительных органов в ходе таких мероприятий регламентирована законом и может проводиться только в строго оговоренных им случаях:

1. В порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством;

2. В порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» - «опрос»;

3. В порядке и случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством - «допрос».

Первый случай я рассматривать не буду, так как он довольно-таки схож с третьим и почти не применяется по отношению к мусульманам за их принадлежность к религии.

Правоохранительными органами так же может проводится опрос граждан в рамках закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Вызов на опрос может производится любыми способами, наиболее часто встречающийся из них — телефонный звонок, непонятного вида «повестка». В любом случае, даже если вы где-то расписались о получении повестки, у вас есть право не являться на такие опросы. Принудить в этом случае вас никто не может.

Теперь о третьем случае. Согласно уголовно-процессуального кодекса вызов на допрос осуществляется повесткой, вручаемой под расписку либо передаваемой с помощью средств связи. В повестке указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. В таком случае лицо обязано явиться либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин по отношению к не явившемуся может быть применено принуждение (принудительный привод, денежное взыскание и другое). Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через родителей. Вызов по телефону законом не предусмотрен, но и не запрещен — другое дело, что вызывающие не смогут доказать, что вызывали вас, для применения санкций, либо это сделать будет трудно.

На допрос вас могут вызвать только в качестве подозреваемого, обвиняемого, свидетеля по конкретному уголовному делу.

Как правило, вопреки требованиям закона, цель вызова и в качестве кого вызывается гражданин не оговаривается. В этом случае можно позвонить по указанному в повестке телефону или спросить об этом звонящего. Если вам скажут, что вы вызываетесь на допрос по уголовному делу, ваша явка будет обязательна.

В дальнейшем оперативно-розыскное мероприятие я буду называть «опросом», а следственное действие «допросом».

Отвечать на вопросы вы обязаны только в случае, если вызваны в качестве свидетеля по уголовному делу и вопросы не касаются вас лично или ваших родственников, и даже если они вас и не касаются, но могут повлечь для вас неблагоприятные последствия. Например, правоохранители часто пытаются угрожать ответственностью за отказ от дачи показаний по отношению посторонних для вас лиц, но вам надо помнить, что дача показаний против других часто оборачивается в конечном итоге против вас, так как вас могут сделать соучастником того самого человека, а ваши же показания изобличающими вас.

Иногда вам могут предложить сделку — вы даете показания против такого-то человека, а они не привлекают вас к ответственности. Такие сделки не всегда исполняются, особенно если они заключаются с оперативными работниками, так как следователям труднее нарушать закон, идти на поводу и исполнять «договоренности» оперативных работников. К тому же ничего противозаконного в том, что вам хотят представить преступным, может и не быть.

По поводу превышения границ допроса со стороны работников спецслужбы смотрите ответ на вопрос о применении пыток правоохранительными органами на этом сайте.

Один из самых важных вопросов, который необходимо решить — следует ли являться по вызову, а если явиться, то надо ли давать показания.

По моему мнению, не стоит избегать диалога с правоохранительными органами, необходимо договориться о встрече. Это мнение основано на определенном опыте и касается большинства случаев, но не всех. Конкретное решение необходимо принимать в зависимости от обстоятельств.

Если сотрудники предложили сотрудничать, то вам самим решать, как вы хотите построить свою дальнейшую жизнь. Вам надо все очень хорошо взвесить, оценить, ответить себе на вопросы: «Соответствует ли это вашим убеждениям? Насколько стабильна эта система? Как сильно и надолго вы ей нужны? Могут ли вас в конечном итоге использовать для достижения каких-либо целей? Как отнесутся к этому окружающие, когда им сообщат о ваших делах?», а так же на иные важные вопросы.

Если вам предложили рассказать про других при «опросе», то отвечать или не отвечать так же возвращается к вашей морали. Если же это «допрос», то тут говорить вы обязаны, и можно дать единственный совет — никогда не соглашайтесь на то, чтобы в протокол допроса записывали то, в чем вы не уверены, забыли, либо плохо запомнили, либо запомнили неточно. Если следователь настаивает, то необходимо попросить следователя записать в протокол то, что конкретное обстоятельство — ваше предположение и тому подобное. Если такие вещи были записаны, то обязательно сделайте замечания к протоколу допроса в соответствующей его графе. Помните, согласившись подписать версию, предложенную вами следствием, либо являющуюся вашим предположением, догадкой, вы уже никогда от нее не сможете отказаться, даже в суде, и невиновный человек может быть несправедливо наказан.

Если при «опросе» вопросы касаются вас, то, по моему мнению, не стоит что-то скрывать от правоохранителей. Необходимо четко объяснить им, что ваши действия не несут угрозы для общества, привести обоснование каждого своего поступка, высказывания. Приведу яркий пример — вас упрекают в том, что в такое-то время вы вели разговор о «джихаде». Необходимо объяснить, что это часть вашей религии, эта тема освещается во многих книгах по праву ислама, объяснить ваше понимание «джихада», особенно в том контексте, в котором шел разговор, за который вас упрекают. И это снимет множество вопросов и подозрений к вам, позволит жить относительно спокойно.

Если вы подозреваемый, обвиняемый по уголовному делу. Не соглашайтесь на адвоката, предоставленного вам следователем, а заключите соглашение с другим, желательно с рекомендованным вам другими людьми. Многие адвокаты советуют своим клиентам воспользоваться правом не свидетельствовать против себя и отказаться от дачи показаний. Однако на практике, особенно по делам об экстремизме, эта позиция может привести к передаче дела в суд, а российский суд очень редко выносит оправдательные приговоры, их не более полу-процента. Поэтому рекомендую четко рассказать следователю, почему вы считаете себя невиновным, что обозначает ваше конкретное высказывание или действие, почему вас не могло быть на том месте, где совершено противозаконное деяние и прочие важные обстоятельства. Конечно же, перед допросом необходимо выработать позицию с адвокатом. Если же вы решили молчать, то эту позицию вам так же надо четко проговорить со своим адвокатом, взвесить все «за» и «против».

Отвечать на вопрос о том, какие права имеются у вызванного на «допрос», будет слишком долго, так как это зависит от того в качестве кого вас допрашивают. Разъяснения прав надо требовать от сотрудника правоохранительных органов, а вернее требовать почитать закон, в котором эти права прописаны. Одно из самых важных прав, которое многими забывается — вносить замечания на протокол. Все, что по вашему мнению, может быть истолковано не однозначно, необходимо обговорить.

Что делать, если сотрудники били.

Иногда показания пытаются получить с помощью пыток. Если правоохранительные органы в какой-то местности стали использовать пытки, то это становится известным среди мусульман. Так, мне известно два случая, когда «свидетели» по делу пришли на допрос с включенным диктофоном и сделали аудиозапись пыток. Они взяли с собой диктофоны потому, что примерно знали, что может произойти с ними.

Кроме того, необходимо немедленно обратиться к врачу и засвидетельствовать повреждения, а если вы под стражей, требовать активной работы адвоката. Если вас оставили под стражей необходимо так же делать заявления о вашем избиении и наличии телесных повреждений, о медицинском освидетельствовании при любой представившейся возможности: письменно в протоколах задержания, допроса и иных процессуальных документах (вам должны предоставить такую возможность, в любом случае, это можно сделать перед подписанием всех документов), заявлять об избиении в письменном виде судье, к которому вас повезут для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, показывать побои понятым при личном досмотре и иных следственных действиях, показывать побои сокамерникам (хотя они находятся в уязвимом положении и на них не приходится серьезно рассчитывать), запоминать данные всех тех, кто видел ваши повреждения (фамилии, имена, отчества, адреса), требовать врача в изоляторе временного содержания и в следственном изоляторе для вашего освидетельствования, попросить у медицинских работников соответствующий медицинский документ (справку, выписку из медицинской карты, выписку из журнала учета доставленных, в котором должно быть зафиксировано состояние доставленного). После фиксации повреждений рекомендую обратиться к опытным юристам или правозащитникам, которые квалифицированно помогут привлечь к ответственности виновных лиц. Обращаться с жалобами, в которых так же надо требовать проведения вашего медицинского освидетельствования, желательно незамедлительно.

Помните, если вы сами (не адвокаты и следователи) не проведете активных действий по фиксации ваших телесных повреждений, то потом невозможно будет доказать факт вашего избиения, так как правоохранительные органы, в том числе те, которые призваны расследовать факты превышения полномочий сотрудниками правоохранительных органов, будут стараться не провести медицинское освидетельствование своевременно, постараться не дать ход этому делу.

Наряду с избиениями в правоохранительных органах вас могут заставлять выполнить унижающие упражнения, например, держать гирю, стоять на растяжке и не падать. В случае отказа вас будут бить, либо угрожать избиением. Каждый сам для себя должен решить, что для него предпочтительнее — унижение либо избиение.

Так же необходимо напомнить, что ваша активная позиция в обжаловании будет залогом того, что пытки в этом органе в будущем не будут повторяться, во всяком случае, в бесчеловечном виде, даже если вам откажут в привлечении к ответственности правоохранителей, пытавших вас — такой опыт имеется.

end faq

Исполнение религиозных обрядов.

 Религиозные люди часто испытывают трудности с надлежащим отправлением религиозных обрядов в разных местах. Как отстоять свое право на свободу отправления религиозных обрядов? В этом блоке ответов на вопросы можно об этом узнать.

Фотографии в платках разрешены в паспортах. А если это загранпаспорт, социальная карта, водительские права и прочее?

Первоначально отмечу, что этот вопрос сегодня только теоретический. На практике подобные нарушения прав мусульман не встречаются.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2003 г. № КАС 03-166, до настоящего времени сохраняющим юридическую силу и не отмененным, уже установлено, что исходя конституционного права каждого на свободу вероисповеданий, верующие женщины-мусульманки вправе действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями и с учетом положений религиозной практики не появляться без головного убора перед посторонними мужчинами.

Порядок выдачи гражданам паспортов гражданина Российской Федерации регламентирован Приказом МВД РФ от 28 декабря 2006 г. № 1105.

Порядок выдачи паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, регламентирован Приказом МИД РФ от 28 ноября 2008 г. № 18584.

Порядок выдачи водительских удостоверений регламентирован Приказом МВД РФ от 13 мая 2009 г. № 365.

Все эти документы допускают изготовление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.

Постановлением Правительства Москвы № 602-ПП от 6 августа 2002 года «О внедрении социальной карты для жителей города Москвы» изложены технические требования к социальной карте. Согласно пункта 7.15.4. Постановления «...размер, фон и качество фотографии должны давать возможность четкого визуального выделения лица...»

Как видно, платок мусульманки не препятствует соблюдению требований этого постановления.

Статья 55 Конституции России разрешает ограничивать конституционные права граждан:

1. Только федеральным законом;

2. В той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, в случае возникновения спора необходимо ссылаться на эти документы. Даже если ваши конституционные права будут ограничены федеральным законом, то у вас остается право обжаловать этот закон в Конституционном суде России на предмет его несоответствия требованиям статьи 55 Конституции.

В случае нарушения вышеуказанных инструкций необходимо получить письменный отказ в выдаче желаемых вами документов либо подождать невыдачи их в установленный срок и обжаловать бездействие соответствующего органа в суде либо прокуратуре.

Однако советую ситуацию обсудить с опытным юристом. Кроме того, опыт показывает, что успеху таких дел во многом помогает огласка в публичном пространстве, то есть в СМИ.

Я учусь в колледже. Мы пытались сначала делать намаз на лестничной площадке, когда там было малолюдно, но заместитель директора увидела и запретила. Можем ли мы добиться, чтоб нам выделили какое нибудь помещение или не мешали.

Плюрализм, терпимость и открытость являются основными признаками демократического общества. Современное общество характеризуется не монолитностью, а многообразием верований и убеждений, каждое из которых имеет равное право на существование.

Согласно статьи 14 Конституции России Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Согласно статьи 28 Конституции России каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Статья 55 Конституции России разрешает ограничивать конституционные права граждан только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральных законов, запрещающих проведение молитв в государственном учреждении, не имеется.

Согласно статье 4 того же закона деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями.

Практика Европейского Суда по правам человека идет по тому же пути — каждый имеет право на свободу совести и вероисповедания, а так же на поступки в соответствии со своими убеждениями, но во многих случаях поступки ограничиваются публичностью их совершения. То есть религиозные обряды могут совершаться публично, но в случае ограничения их органами государственной власти это, как правило, не будет нарушением Конвенции. Однако в своей судебной практике Европейский суд учитывает и конкретные обстоятельства дела, исторический контекст, место той или иной религии в конкретном обществе. Хотя судебной практики Европейского суда по этому вопросу в отношении России пока нет, но представляется, что в случае ограничения права на молитву мусульман в университете судьи признали бы нарушение Конвенции.

В своем вопросе вы утверждаете, что просите пустующие помещения для исполнения ваших молитв, либо молитесь в местах, не находящихся на видном месте. По моему мнению, ваше желание законно, но требует переговоров с администрацией учебного учреждения, мудрого подхода к этой проблеме.

В случае отказа в удовлетворении ваших просьб имеет смысл начать процесс обжалования, но не самостоятельно, а при помощи хороших юристов и с привлечением СМИ.

Интересен опыт православных христиан, которые не только свободно исполняют свои обряды в учебных учреждений, но имеют большую практику регистрации органами государственной регистрации религиозных организаций — так называемых «домовых храмов» при вузах. В настоящее время при российских вузах насчитывается более 70 действующих храмов. Конечно, юридическая сторона создания религиозных организаций в государственных учреждениях сомнительна, с учетом прямого запрещения закона на создание таких организаций в государственных учреждениях, а так же запрета отправления такими организациями своих обрядов в этих учреждениях, но факт есть факт.

Для мусульман это может стать дополнительным аргументом в отстаивании своей позиции, так как ко всему прочему нарушается конституционный принцип равноправия по признаку отношения к религии.

end faq

Право на свободу вероисповеданий в системе исполнения наказаний

В местах лишения свободы граждане находятся в наиболее уязвимом положении, там на них легче всего оказать незаконное воздействие. В этом блоке можно получить ответы на вопросы, как решить проблемы с администрацией исправительных учреждений, доказать необходимость исповедания своей религии надлежащим образом.

Администрация учреждения всячески мешает производить молитвы, всячески насмехается, а при попытки объяснить им что-либо применяют физическую силу. Подскажите пожалуйста, как урегулировать возникшую проблему?

Право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено статьей 28 Конституции России. Предусмотрено оно и пунктом 1 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе такие права есть и у осужденных.

Законодательство, касающееся осужденных, всячески поощряет реализацию права осужденного на свободу вероисповеданий. Уголовно-исполнительным кодексом России закреплены все основные права и обязанности осужденных к лишению свободы, в частности статьей 14 установлено право осужденных на совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

Но здесь так же есть ограничение — при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Важное толкование этой нормы дал Верховный суд России в своем решении от 17 января 2008 г. Заявитель обжаловал абзац 12 пункта 15 Правил внутреннего распорядка учреждения, который устанавливает запрет осужденным вывешивать предметы культа на стенах, тумбочках и кроватях без разрешения администрации.

Во-первых, данная норма Правил не содержит безусловного запрета, а лишь с разрешения администрации. Во-вторых, вывешивание без разрешения администрации предметов культа в общежитиях, столовых и других помещениях по усмотрению каждого осужденного может привести к ущемлению прав осужденных, исповедующих иные религии или атеистов, привести к конфликтам на межконфессиональной почве.

Молитва мусульман порой проводится в рабочее время, либо в то время, когда согласно внутреннего распорядка учреждения осужденные должны отдыхать.

В этом случае конституционное право на свободу религиозных вероисповеданий перевешивает, так как согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, согласно правил внутреннего распорядка в «каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств».

То есть администрация учреждения должна учитывать такое обстоятельство, как императивные требования религии в тех или иных вопросах, так как ограничения чтения молитвы, например, когда по внутреннему распорядку учреждения положено отдыхать, не преследует правомерную цель ограничения прав, предусмотренную частью 3 статьи 55 Конституции России и не предусмотрено законом. Везде возможен компромисс. Так, пропуск рабочего дня может компенсироваться за счет отработки в другое время, а выполнение молитвы в ночное время вообще не нарушает ничьих прав.

Гарантией соблюдения права на свободу совести и вероисповедания является установление уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению этих свобод. Согласно статье 148 Уголовного Кодекса России незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов является преступлением.

Работа правозащитников в местах лишения свободы осложняется уязвимостью положения осужденного, что во многих случаях приводит к отказу от своих показаний после незаконного воздействия сотрудников исправительного учреждения. Поэтому в случае нарушения прав осужденных важна первоначальная фиксация этого события: требовать врача для осмотра телесных повреждений, взять письменные объяснения с очевидцев. Осужденный сам может писать ходатайства и жалобы, встретиться с представителями администрации, но лучше, чтобы это сделали правозащитники, поэтому желательно обратиться к правозащитникам с целью проведения комплекса мероприятий по устранению конфликта.

В вашем случае, после закрепления доказательств нарушения, целесообразно провести переговоры с администрацией учреждения, выслушать их позицию, высказать свои аргументы. В любом случае, для администрации важнейшей задачей будет не простое притеснение осужденного, а именно его исправление. Именно об этом и надо разговаривать, доказывать важность исповедания религии для исправления осужденного.

В случае, если вы встретитесь с реальным случаем исламофобии, тогда надо жаловаться. Можно начать с УФСИН, прокуратуры, а закончить судом. При этом важное значение следует придавать огласке происходящим событиям в СМИ (если не помогла беседа с администрацией) — практика показывает, что в таком случае должностные лица внимательнее относятся к жалобам.

Где-нибудь в России заключенные мусульмане требовали халяль-питание? Если да, то какой результат?

Нормы питания осужденных регулируются Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время", а так же Приказом Минюста РФ от 2 августа 2005 г. № 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время"
Инструкции по реализации выщеуказанных нормативных актов в свободном доступе отсутствует, однако Решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 г. № ГКПИ08-1917 смысл этой инструкции частично разъяснен. Гражданин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 6.13 Инструкции по организации питания осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, и лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, лечебно-воспитательных и воспитательно-трудовых профилакториях МВД СССР, утвержденной Первым заместителем министра внутренних дел СССР 6 ноября 1988 г., поскольку она позволяет ему получать сахар только в растворенном виде, а не отдельно. Согласно разъяснению суда, постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказания, на мирное время" определяет не выдачу конкретных продуктов питания осужденным, а устанавливает минимальные суточные нормы питания для осужденных в целях использования этих продуктов в процессе приготовления пищи. Оспариваемая Инструкция нормы питания не устанавливает. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 125 утверждены минимальные нормы питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время. Вопросы организации питания осужденных им не затрагиваются.
Организация питания осужденных, порядок проведения контроля за качеством приготовляемой пищи, полнотой доведения продуктов, положенных по нормам, до довольствующихся определяется Инструкцией. Пункт 6.13 Инструкции регламентирует порядок приготовления, раздачи и приема пищи. Нормативного правового акта, устанавливающего иной порядок обеспечения питанием осужденных, которому противоречила бы оспариваемая норма, не имеется.
Приказом Минюста РФ от 2 августа 2005 г. № 125, среди прочего, утверждены нормы замены продуктов при выдаче их по нормам питания для осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Согласно этих норм допускается замена мяса на рыбу в определенных пропорциях.
Но в свете цитируемого решения Верховного Суда России нормы замены существуют для администрации учреждений, которые сами определяют исходя из конкретной сложившейся ситуации, когда и чем заменить мясо.
Однако, как видно, при решении проблемы конкретной группы мусульман в конкретном исправительном учреждении возможно добиться положительных результатов как путем переговоров с администрацией исправительного учреждения, так и путем заявления соответствующих требований в суд.
По делу Якубский против Польши [Jakobski v. Poland] (N 18429/06), рассмотренной Европейским судом по правам человека, был обжалован отказ заключенному буддисту в безмясной диете. Суд пришел к выводу о нарушении требований статьи 9 Конвенции. Суд установил, что приверженность заявителя вегетарианской диете может считаться мотивированной или вдохновленной религией (буддизмом) и не являлась неразумной. Хотя Европейский Суд готов признать, что решение о специальных мероприятиях ради одного заключенного в рамках системы могло повлечь финансовые осложнения для пенитенциарного учреждения, он должен рассмотреть вопрос о том, установлено ли государством справедливое равновесие между различными конкурирующими интересами. Заявитель просил только о диете, исключающей мясные продукты. Его пища не требовала приготовления, обработки и подачи особым образом, он также не требовал особых продуктов. Ему не была предложена какая-либо альтернативная диета, и к буддийской миссии по вопросу о подходящей диете не обращались. Европейский Суд не убежден в том, что предоставление вегетарианской диеты повлекло бы нарушение управления тюрьмой или снижение стандартов пищи, подаваемой остальным заключенным, и отмечает, что рекомендация Комитета министров Rec(2006)2 о Европейских тюремных правилах рекомендует представление заключенным пищи с учетом их религии. Таким образом, он заключает, что власти не установили справедливое равновесие между интересами заявителя и тюремных властей.
Следовательно, необходимо доказывать, что приготовление если не рыбной, то пищи без мяса заключенным-мусульманам не приведет к дополнительным затратам для исправительного учреждения, и тогда решение проблемы возможно.
В России я о подобной практике еще не слышал, но для этого необходимо работать.

end faq

Наследство, завещание

Правильное распределение имущества после смерти наследодателя - важная часть религии ислам. Иначе, согласно убеждениям мусульман, по отношению к законным наследникам будет допущена несправедливость, грех. Как в рамках российского права распределить свое имущество после смерти согласно законам ислама можно узнать в этом блоке ответов на вопросы.

Можно ли в завещании писать «доли в соответствии с шариатом» или надо писать конкретно в долях или процентах конкретно называя имена всех родственников-наследников?

В Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом.

Завещание должно быть составлено в письменной форме и, как правило, за некоторыми исключениями, предусмотренными Гражданским кодексом, удостоверено нотариусом.

К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения. Наследники могут быть конкретизированы путем указания их имени, отчества, фамилии; возможно и отсутствие конкретизации путем указания на категорию наследников (например, дети сестры - в этом случае наследниками станут все дети сестры, даже те, которые на момент составления завещания еще не родились).

Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве, то есть определенные лица имеют право на небольшую долю наследства не зависимо от воли завещателя.

Согласно «Методическим рекомендациям по оформлению наследственных прав», утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты (Протокол № 02/07 от 27 - 28 февраля 2007 года), закон не предоставляет нотариусу права использовать для выяснения истинной воли завещателя другие, кроме завещания, документы, например, письма завещателя, его дневники и т.п.

То есть можно сделать вывод, что завещание с распределением долей в абстрактном виде таким образом, как это делается в шариате Аллаха, разрешено, но это завещание будет похоже на учебник по наследственному праву ислама.

Если известен круг родственников, тех которые уже родились, а так же тех, кто был зачат при жизни наследодателя, то тогда возможно составление конкретного завещания с определением доли каждого согласно желания наследодателя.

end faq

Исламофобия

Сегодня мусульмане - самая незащищенная категория граждан в Российской Федерации. Как поступить в случае агрессии в отношении мусульман? В этом разделе вы найдете ответы на ваши вопросы.

Ассаляму аляйкум! Брат, расскажите пожалуйста как можно действовать если к жене на улице пристал прохожий и кричал на всю улицу у нее бомба? Можно ли как-нибудь привлечь его, этот человек незнакомый.

Ва аляйкум ассалям ва рахматуллах. Это преступление, караемое в соответствии со статьей 129 УК РФ - клевета. Этим самым он обвинил вас в совершении тяжкого преступления. Можно обойтись и без уголовного дела, подав на него в суд с иском о защите чести и достоинства, возмещении морального вреда. Надо подать заявление в милицию, описать произошедшее, указать на свидетелей и попросить разыскать клеветника. А потом подаете на того в суд, либо в рамках уголовного процесса, либо гражданского.

end faq

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.