За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Главная Краткие исторические сведения об отношении власти к мусульманам в Русском Царстве и Российской Империи

Краткие исторические сведения об отношении власти к мусульманам в Русском Царстве и Российской Империи

 

КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИИ ВЛАСТИ К МУСУЛЬМАНАМ В РУССКОМ ЦАРСТВЕ И РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

Далее, необходимо дать краткое изложение сути событий, не отрицаемую никем из историков.

В XVII-XVIII веках в России проходили многочисленные восстания мусульман, направленные против политики насильственной христианизации как на законодательном уровне, так и в результате деятельности отдельных миссионеров. Восстания наносили экономический и политический ущерб России, угрожали ее целостности.

Необходимо отметить, что восставшие никогда не выдвигали требований об отделении от российского государства, а имели целью протест против насилия и создания невыносимых для жизни условий с целью насильственной христианизации.

Инициативы насильственной христианизации и разжигание религиозной вражды исходили от официального духовенства и правительства, о чем свидетельствует то, что мусульманское и христианское население страны часто выступали в одних рядах в этих восстаниях.

Части жителей удалось бежать на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, Нижнее Поволжье и в другие земли.

Используя успешный опыт церковной реформы, в 1788 году, по аналогии со Священным Синодом, в Оренбурге учреждается «Магометанское Духовное собрание», во главе с муфтием Мухамеджаном Хусаиновым, подчиненное непосредственно императору и контролируемое им. В свою очередь у новой структуры в подчинении находились мусульманские структуры управления на местах. Глава мусульман в Российской империи - муфтий избирался советом высших «мусульманских священников», которых сам же и назначал, и утверждался в этой должности императором за заслуги перед короной. Возникла единая властная вертикаль от сельского муллы до муфтия.

Поскольку все усилия в направлении насильственного изменения веры провалились, власти применили испытанный прием: если невозможно помешать какому-либо явлению, то его необходимо возглавить. Созданием Духовного собрания власти пытались взять под контроль жизнь мусульман, встроить мусульманскую духовную элиту в систему официальных институтов империи в центре и на местах, так как именно духовные лидеры пользовались авторитетом населения, и, соответственно, они имели влияние на умы людей. Сумев привлечь эту прослойку на свою сторону, самодержавие не только смогло бы смягчить в будущем возможные антиправительственные и антирусские подвижки в этом обществе, но и приобрести мощный рычаг влияния на его настроения.

По словам князя Михаила Николаевича, целью создания этой структуры было контроль над деятельностью «враждебных по религиозным убеждениям» империи лиц, затем противодействие укреплению среди влиятельного духовного «сословия» корпоративного антироссийского духа, препятствование проникновению на Кавказ враждебных России представителей мусульманской духовной элиты из Османской империи и Персии.

В любом случае, назначение муфтия государственной властью противоречило требованиям шариата. Законом, фактически, было создано мусульманское духовенство как сословие мулл с правами и обязанностями - установления, чуждые мусульманскому миру, не предусмотренные мусульманским правом.

 

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.