За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Ответы на вопросы по праву ислама после 145 лекции

Вопрос. Возникли вопросы по поводу хадиса ‘Урвы аль-Барикий (полностью приводится в лекции 145). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уполномочил его торговать, что не подпадает под понятие фудулий (продажа без ведома собственника излишнего для него), не считая того, что он распорядился чужой собственностью без разрешения. Как вы смотрите на эту проблему?

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уполномочил ‘Урву купить овечку по усмотрению ‘Урвы на данные им деньги, дал определенную сумму денег для определенного товара — приказал ему купить одну овечку. Однако ‘Урва купил две овечки, тем самым приобретя то, на что не был уполномочен. Потом продал эту вторую овечку, опять же не получив разрешения пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому однозначно этот хадис указывает на разрешение бай‘ фудулий.

 

Вопрос. Вы упомянули, что одним из условий действительности сделки является то, чтобы покупатель был собственником продаваемого имущества. Можно ли мне продать товар, котрый я получил и расплатился чеком, время предъявления которого еще не наступило?

Если вы купили товар и передали чек, время предъявления которого еще не наступило, то между вами (продавцом и покупателем) считается заключенным договор купли-продажи в кредит, а товар переходит в собственность покупателя. Следовательно, разрешено распоряжение этим товаром, даже если продавец еще не получил его стоимость.

 

Вопрос. Если мне поручили купить какую-либо вещь и дали ее стоимость, за которую эта вещь обычно продается, но я при покупке добился скидки на этот товар, разрешено ли мне забрать себе эту скидку.

Вы не имеете права забрать эту скидку, а должны отдать купленную вещь и остаток денег тому, кто ее вам поручил ее купить.

 

Вопрос. Вы упомянули, что не разрешен бай‘ гарар (обманная сделка). А если продавец и покупатель согласны на такие условия, то становится ли такая сделка разрешенной?

Если договорились — то их договору не придается значение, их сделка недействительна, потому что их сделка запретна в своей основе.

 

Вопрос. Разъясните следующую ситуацию: продавец привлекает покупателей путем устраивания соревнований с призами, задает вопросы, дарит подарки, раздает номерки соревнующимся, при выпадении оговоренного номерка покупатель получает подарок. Либо говорит: «Кто купит у меня этот товар за такую-то цену, тот получит такой-то подарок».

Описанные сделки нуждаются в более подробном разборе, так как их виды разнообразны, как и ситуации, в которых они заключаются. Например, когда продавец говорит, что внутри этой коробки, продаваемой вместе с товаром, приз, то происходит продажа неизвестного и известного. Если внутри коробки находится стоимостный эквивалент (золото, серебро, банкноты и прочее), то эта сделка является ростовщической, запрещенной.

Если же содержимое этой коробки не стоимостный эквивалент, то в зависимости от конкретной ситуации может возникнуть следующее. В праве ислама есть общее правило — вред должен быть устранен. Не разрешено совершать такие действия, которые принесут вред обществу либо конкретному человеку. Применительно к нашей ситуации это правило применяют так: нельзя пренебрегать рынком. Если продавец предлагает подарок в придачу к товару, то в итоге продает его дешевле, чем конкуренты, чем наносит им вред, привлекая эти приемом покупателей и не давая возможность конкурентам заработать.

Поэтому в любом случае необходимо разбирать каждую конкретную ситуацию отдельно.

 

Вопрос. Как вы смотрите на ситуацию, когда покупатель говорит продавцу, что он продает за цену более высокую, чем другой продавец, и предлагает продать за ту цену, по которой продает указанный им продавец. Или предлагает продать этот товар за такую цену, за которую купил такой же товар вчера.

Сделка будет действительна, если стороны будут довольны ее условиями и будут выполнены все ее условия, так как запрещение подобных сделок отсутствует, а мы запрещаем только то, что прямо запрещено Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Вопрос. Какое суждение вы вынесете о человеке, который покупает железо и продает его по другой цене. Будет ли эта сделка действительна?

Ответ на этот вопрос зависит от конкретной ситуации. Возможно в нем затронута проблема момента полного овладения предметом сделки. У ученых в этом вопросе два мнения:

  1. Нельзя продавать товар до тех пор, пока он полностью не окажется во владении покупателя, независимо от того, продукты питания ли это или нет (‘Абдулла ибн ‘Умар, группа саляфов). Они определяют момент, когда товар полностью окажется во владении покупателя обычаями делового оборота.
  2. Другие утверждают, что это правило касается только продуктов питания, как приводится в хадисе:

عَبْدُ اللَّهِ بْنُ دِينَارٍ قَالَ سَمِعْتُ ابْنَ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا يَقُولُ قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ ابْتَاعَ طَعَامًا فَلَا يَبِعْهُ حَتَّى يَقْبِضَهُ

‘Абдуллах ибн Динар сказал: «Я слышал, как Ибн Умар говорил: «Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Не перепродавайте продукты питания пока они полностью не окажутся у вас в собственности (то есть не перенесете их с места первой сделки в другое место)» («Сахих» аль-Бухари, 1989).

Другой хадис с подобным смыслом передается в «Сахихе» аль-Бухари, номер 1991, от Ибн ‘Аббаса, где он добавляет:

قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ وَلَا أَحْسِبُ كُلَّ شَيْءٍ إِلَّا مِثْلَهُ

«Я считаю, что подобным образом надо поступать со всеми видами товаров».

Однако другие ученые отвечают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что предметом сделок может являться не только продукты питания, но в своем изречении выделил только продукты питания.

Однако наиболее ближе к богобоязненности было бы не продавать любой товар, пока он полностью не окажется во владении покупателя, то есть не будет перенесен с места сделки.

 

Вопрос. Возник вопрос по поводу следующего хадиса:

عَنْ أَبِي قِلَابَةَ قَالَ كُنْتُ بِالشَّامِ فِي حَلْقَةٍ فِيهَا مُسْلِمُ بْنُ يَسَارٍ فَجَاءَ أَبُو الْأَشْعَثِ قَالَ قَالُوا أَبُو الْأَشْعَثِ أَبُو الْأَشْعَثِ فَجَلَسَ فَقُلْتُ لَهُ حَدِّثْ أَخَانَا حَدِيثَ عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ قَالَ نَعَمْ غَزَوْنَا غَزَاةً وَعَلَى النَّاسِ مُعَاوِيَةُ فَغَنِمْنَا غَنَائِمَ كَثِيرَةً فَكَانَ فِيمَا غَنِمْنَا آنِيَةٌ مِنْ فِضَّةٍ فَأَمَرَ مُعَاوِيَةُ رَجُلًا أَنْ يَبِيعَهَا فِي أَعْطِيَاتِ النَّاسِ فَتَسَارَعَ النَّاسُ فِي ذَلِكَ فَبَلَغَ عُبَادَةَ بْنَ الصَّامِتِ فَقَامَ فَقَالَ إِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَنْهَى عَنْ بَيْعِ الذَّهَبِ بِالذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ بِالْفِضَّةِ وَالْبُرِّ بِالْبُرِّ وَالشَّعِيرِ بِالشَّعِيرِ وَالتَّمْرِ بِالتَّمْرِ وَالْمِلْحِ بِالْمِلْحِ إِلَّا سَوَاءً بِسَوَاءٍ عَيْنًا بِعَيْنٍ فَمَنْ زَادَ أَوْ ازْدَادَ فَقَدْ أَرْبَى فَرَدَّ النَّاسُ مَا أَخَذُوا فَبَلَغَ ذَلِكَ مُعَاوِيَةَ فَقَامَ خَطِيبًا فَقَالَ أَلَا مَا بَالُ رِجَالٍ يَتَحَدَّثُونَ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَحَادِيثَ قَدْ كُنَّا نَشْهَدُهُ وَنَصْحَبُهُ فَلَمْ نَسْمَعْهَا مِنْهُ فَقَامَ عُبَادَةُ بْنُ الصَّامِتِ فَأَعَادَ الْقِصَّةَ ثُمَّ قَالَ لَنُحَدِّثَنَّ بِمَا سَمِعْنَا مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَإِنْ كَرِهَ مُعَاوِيَةُ أَوْ قَالَ وَإِنْ رَغِمَ مَا أُبَالِي أَنْ لَا أَصْحَبَهُ فِي جُنْدِهِ لَيْلَةً سَوْدَاءَ قَالَ حَمَّادٌ هَذَا أَوْ نَحْوَهُ حَدَّثَنَا إِسْحَقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ وَابْنُ أَبِي عُمَرَ جَمِيعًا عَنْ عَبْدِ الْوَهَّابِ الثَّقَفِيِّ عَنْ أَيُّوبَ بِهَذَا الْإِسْنَادِ نَحْوَهُ

От Абу Каляба передается: «Как-то в Шаме я находился с людьми, среди которых был Муслим ибн Йасар. К нам подошел Абу Аш‘ас и сел. Я попросил его рассказать хадис нашего брата по вере ‘Убада ибн ас-Самата. Тот согласился и рассказал: «Как-то мы были в военном походе во главе с Му‘авия и взяли очень много трофеев, среди которых была серебряная посуда. В тот день, когда люди собрались для того, чтобы получить свою долю трофеев, Муавия приказал продать эту посуду, что и поспешили сделать люди (они продавали посуду за серебрянные монеты). Известие об этих сделках достигло ‘Убаду ибн ас-Самата, он встал среди людей и сказал: «Я слышал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговлю золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль, если только эти товары не будут равны между собой по мере и весу и эта сделка будет происходить в один момент времени (то есть без отсрочки). А тот, кто увеличил, тот впал в ростовщичество». Люди сразу же расторгли свои сделки. Это дошло до Му‘авии, он встал и произнес речь: «Что случилось с людьми? Они разговаривают о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Мы были рядом с ним и не слышали от него ничего подобного!» Тогда У‘бада ибн ас-Самат снова встал и повторил свои слова, а так же добавил: «Мы будем рассказывать о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже если это неприятно Му‘авии» («Сахих» Муслима, 2969).

Можно ли продавать рис и пшеницу в долг, или расплачиваться за них необходимо на месте?

Первоначально отмечу, что хадис включает в себя шесть видов товаров, и в этом хадисе собраны все их виды (в разных других хадисах говорится только о некоторых из них).

В сообщениях говорится о необходимости передачи этих товаров из рук в руки, то есть в товар и его стоимостный эквивалент должны передаваться в один момент времени. Ученые по разному толкуют слова: «Из рук в руки».

Одни говорят, что это должен быть тот же самый момент, основываясь на хадисе, в котором для обозначения непосредственности используется междометие «ха», произносимое продавцом со значением «возьми», и междометие «ха», используемое покупателем со значением «взял»:

عَنْ ابْنِ شِهَابٍ عَنْ مَالِكِ بْنِ أَوْسٍ أَخْبَرَهُ أَنَّهُ الْتَمَسَ صَرْفًا بِمِائَةِ دِينَارٍ فَدَعَانِي طَلْحَةُ بْنُ عُبَيْدِ اللَّهِ فَتَرَاوَضْنَا حَتَّى اصْطَرَفَ مِنِّي فَأَخَذَ الذَّهَبَ يُقَلِّبُهَا فِي يَدِهِ ثُمَّ قَالَ حَتَّى يَأْتِيَ خَازِنِي مِنْ الْغَابَةِ وَعُمَرُ يَسْمَعُ ذَلِكَ فَقَالَ وَاللَّهِ لَا تُفَارِقُهُ حَتَّى تَأْخُذَ مِنْهُ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الذَّهَبُ بِالذَّهَبِ رِبًا إِلَّا هَاءَ وَهَاءَ وَالْبُرُّ بِالْبُرِّ رِبًا إِلَّا هَاءَ وَهَاءَ وَالشَّعِيرُ بِالشَّعِيرِ رِبًا إِلَّا هَاءَ وَهَاءَ وَالتَّمْرُ بِالتَّمْرِ رِبًا إِلَّا هَاءَ وَهَاءَ

Малик ибн ‘Аус рассказал, что как-то захотел разменять сто золотых дирхамов. Тальха ибн ‘Убайдуллах подозвал его, они поторговались и сошлись на условиях сделки. Тальха повертел золото в руках и сказал: «Но после того, как придет наш казначей из Габы (местность недалеко от Медины)». ‘Умар бин аль-Хаттаб, слышавший происшедшее, сказал: «Не отходи от него, пока не получишь свое, так как я слышал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обмен золота на золото является ростовщичеством, если только не предается из рук в руки (то есть в один момент времени, без отсрочки), обмен пшеницы на пшеницу является ростовщичеством, если только не передается из рук в руки, обмен фиников на финики является ростовщичеством, если только не передается из рук в руки, обмен ячменя на ячмень является ростовщичеством, если только не передается из рук в руки» («Сахих» аль-Бухари, 2028).

Если же прошел момент, по мнению этих ученых, даже по причине того, чтобы продавец потянулся к ящику, чтобы достать дополнительный товар, или сделал другие движения, то в этой сделке уже есть ростовщичество. Это мнение тех, которые чрезмерно усложняют.

Однако большинство ученых придерживаются мнения, что «из рук в руки» - это момент, пока покупатель и продавец не разошлись после сделки, оставались в одном месте, так как в хадисе ‘Умар бин аль-Хаттаб попросил Малика не отходить от Тальхи, пока тот не получит свое.

Что касается прямого ответа на вопрос, то он возвращается к причине, по которым сделки с указанными товарами при определенных условиях становятся ростовщическими.

Причина в первых двух товарах — золото и серебро — они являются стоимостным эквивалентом. Причина остальных — продукты питания.

Если же мы встречаем другие продукты, например рис, масло, то смотрим на вторую причину. Если же мы встречаем другие товары, как, например, железо, то смотрим на золото и серебро.

Если происходит обмен продуктов питания на стоимостный эквивалент, то по общему мнению ученых разрешено отдавать в долг, но с условием, что предмет сделки и срок долга будет заранее подробно оговорен, так как приводится в хадисе, который мы будем подробно рассматривать позже:

عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ قَدِمَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمَدِينَةَ وَهُمْ يُسْلِفُونَ بِالتَّمْرِ السَّنَتَيْنِ وَالثَّلَاثَ فَقَالَ مَنْ أَسْلَفَ فِي شَيْءٍ فَفِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ حَدَّثَنَا عَلِيٌّ حَدَّثَنَا سُفْيَانُ قَالَ حَدَّثَنِي ابْنُ أَبِي نَجِيحٍ وَقَالَ فَليُسْلِفْ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ حَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ حَدَّثَنَا سُفْيَانُ عَنْ ابْنِ أَبِي نَجِيحٍ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ كَثِيرٍ عَنْ أَبِي الْمِنْهَالِ قَالَ سَمِعْتُ ابْنَ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا يَقُولُ قَدِمَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَالَ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, среди людей было принято за финики расплачиваться за год или за два вперёд (авансом), и он сказал: «Пусть тот, кто станет платить за финики заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок» («Сахих» аль-Бухари, 2086; «Сахих» Муслима, 3010).

 

Вопрос. Может ли отец брать имущество сына, либо распоряжаться им без разрешения, либо забирать его с целью причинить вред сыну?

В хадисе сказано:

عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّ أَطْيَبَ مَا أَكَلْتُمْ مِنْ كَسْبِكُمْ وَإِنَّ أَوْلَادَكُمْ مِنْ كَسْبِكُمْ قَالَ وَفِي الْبَاب عَنْ جَابِرٍ وَعَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ وَالْعَمَلُ عَلَى هَذَا عِنْدَ بَعْضِ أَهْلِ الْعِلْمِ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَغَيْرِهِمْ قَالُوا إِنَّ يَدَ الْوَالِدِ مَبْسُوطَةٌ فِي مَالِ وَلَدِهِ يَأْخُذُ مَا شَاءَ وَقَالَ بَعْضُهُمْ لَا يَأْخُذُ مِنْ مَالِهِ إِلَّا عِنْدَ الْحَاجَةِ إِلَيْهِ

Передается от ‘Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самое дозволенное и самое приятное из того, что вы кушали, это то, что вы сами приобрели. Поистине, ваши дети являются тем, что вы приобрели». Некоторые сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, объяснили этот хадис так: «Родитель может забрать из имущества своего ребенка то, что пожелает». Другие объясняли так: «Берет имущество только в силу нужды» («Сунан» ат-Тирмизи, 1278. Хороший, достоверный хадис).

И еще хадис:

عَنْ الْمِسْوَرِ بْنِ مَخْرَمَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ فَاطِمَةُ بِضْعَةٌ مِنِّي فَمَنْ أَغْضَبَهَا أَغْضَبَنِي

Передается от аль-Мисвара ибн Махрама, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Фатима (дочь пророка, да благословит его Аллах и приветствует) является частью меня, и кто рассердил ее, то рассердил и меня» («Сахих» аль-Бухари, 3483, 3437; «Сахих» Муслима, 4483).

Из этих хадисов ученые делают вывод, что не следует сыну стеснять своего отца в пользовании и распоряжении своим имуществом, если тот берет это имущество на благие цели.

В хадисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

عَنْ عَمْرِو بْنِ شُعَيْبٍ عَنْ أَبِيهِ عَنْ جَدِّهِ قَالَ جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ إِنَّ أَبِي اجْتَاحَ مَالِي فَقَالَ أَنْتَ وَمَالُكَ لِأَبِيكَ وَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّ أَوْلَادَكُمْ مِنْ أَطْيَبِ كَسْبِكُمْ فَكُلُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ

Передает от ‘Амру ибн Шу‘айба от его отца, а отец слышал от его деда, как тот сказал: «Как-то подошел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, человек и пожаловался: «Мой отец губит мое имущество». Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Ты и твое имущество принадлежит твоему отцу» И добавил: «Ваши дети самое дозволенное и самое приятное из того, что вы приобрели, так питайтесь же из их имущества» (Ибн Маджа, 2283).

Благодарный, благочестивый сын старается добиться довольства своего отца, и если отец забирает его имущество в силу нужды, то сын должен терпеть и надеяться на награду Аллаха в следующей жизни, а так же что еще в этой жизни Аллах заменит ему это имущество лучшим, сделает причиной роста в его благосостоянии, уберет причину испытаний по причине имущества. Примеров из жизни этому можно привести множество. Нет сомнений, что расходование средств на родителей является наиболее лучшим поклонением Аллаху.

С другой стороны, у отца нет права на имущество сына с целью причинить ему вред, а так же использовать его на запрещенные Аллахом дела. Тогда это будет притеснением по отношению к сыну, что так же безусловно запрещено. В этом случае обязанностью сына будет отказать отцу, и этот случай не входит в вышеприведенные хадисы.

Может быть отец попросит у Аллаха хорошего по причине проявления благочестия сына к нему, в том числе и имуществом, и эта просьба совпадет с моментом, когда открывается дверь на небесах и Аллах отвечает на любую просьбу. Поэтому приводится в хадисе:

عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا تَدْعُوا عَلَى أَنْفُسِكُمْ وَلَا تَدْعُوا عَلَى أَوْلَادِكُمْ وَلَا تَدْعُوا عَلَى خَدَمِكُمْ وَلَا تَدْعُوا عَلَى أَمْوَالِكُمْ لَا تُوَافِقُوا مِنْ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى سَاعَةَ نَيْلٍ فِيهَا عَطَاءٌ فَيَسْتَجِيبَ لَكُمْ

Передается от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не просите плохого у Аллаха для себя, своих детей, слуг и имущества, так как ваша просьба может совпасть с моментом, когда Аллах дарует, и вам будет отвечено» («Сунан» Абу Дауда, 1309; так же эта фраза имеется в длинном хадисе, приводимом в «Сахихе» Муслима, 5328).

Это потому, что просьба родителей исходит из сердца, и поэтому сыну следует стремиться к такой хорошей возможности получить блага от Аллаха.

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.