За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Главная Юмор Экспертиза преподавателей ТюмГУ книги "Основы веры..."

Экспертиза преподавателей ТюмГУ книги "Основы веры..."

МИНИСТЕРСТВО. ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

625003, г. Тюмень, ул.Семакова, 10 Тел.: (3452) 455570 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При ответе ссылайтесь на наш № 902 «28» июня 2010 г.

 

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Региональное управление по Тюменской области

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

в соответствии со ст. ФЗ № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г.

На ваш запрос № 5/43 - 8376 от 16.06.2010 г. сообщаем, что нами: доктором исторических наук, завсектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований ТюмГУ А.П. Ярковым; доктором политических наук, заслуженным работником культуры РФ, пресс-атташе ТГНГУ Л.К. Ивановым 20-28 июня 2010 г. проведено комплексное исследование печатного издания - Основы веры в свете Корана и Сунны (автор Салих ас-Сухейми) - М.: Издатель А.Н. Факихи, а. аль-Гамиди. - 3-е изд., испр., допол. - М.: Издатель Эжаев, 2008. - 304 с;

Об ответственности по ст. 307 УК РФ предупреждены.

Из материалов направления от 16 июня 2010 г. «В отношении проведения исследования» РУФСБ России по Тюменской области № 5/43 - 8376, следует, что в период с 17 по 28 мая 2010 г. в соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Управлением Министерства юстиции РФ по Тюменской области с привлечением специалистов Прокуратуры проводилась плановая проверка Мусульманской религиозной организации «Тюменская Соборная мечеть», в ходе которой было выявлено печатное издание «Основы веры в свете Корана и Сунны» (автор Салих ас-Сухейми) - М.: Издатель А.Н. Факихи, а. аль-Гамиди. - 3-е изд., испр., допол. - М.: Издатель Эжаев, 2008 - 304 с;

Печатные издания «Издателя Эжаева» (Умма. - М.,) ранее в судебном порядке уже признавались экстремистскими и запрещены к обороту на территории России.

В отношении книги Салиха ас-Сухейми «Основы веры в свете Корана и Сунны" Издатель А.Н. Факихи, а. аль-Гамиди. - 3-е изд., испр., допол. - М.: Издатель Эжаев, 2008.

- 304 с., которая, судя по информации из запроса № 5/43 - 8376 от 16.06.2010 г., предназначена в качестве литературы для учебного процесса, есть основание ответить на вопросы:

1. «Содержатся ли в представленных материалах сведения религиозного характера. Если да, то относятся ли эти сведения к исламу?» так:

- книга «Основы веры в свете Корана и Сунны) является изданием, обращенным, судя по Аннотации, к «широкому кругу читателей, интересующихся религией, вероучением ислама». Таким образом, ответ утвердительный: «Да, содержатся. Она имеет прямое отношение к религии, обосновывает, пропагандирует и защищает религиозное мировоззрение. Об этом свидетельствует наличие в текстах таких религиозных терминов как "Аллах (Создатель)", "ангелы", "дьявол (шайтан)", "душа", "грех", "рай и ад", "конец света" и мн.др. слова и понятия, характерные для развитых религиозных систем, к которым относится ислам. С позиций религиозного мировозрения в текстах рассматривается место человека в мире, его отношение к Аллаху, смысл жизни»;

2. «Содержат ли представленные на исследования материалы какие-либо сведения, не соответствующие получившему распространение в России традиционному пониманию ислама?» так:

- судя по отдельным трактовкам, автор обращается только к ранним формам ислама как-истинным, не полагая, что со времен после Пророка могли произойти изменения. Автор текста считает основой государственно-правовых и гражданских отношений мусульманское право - шариат, исполнение которого считается обязательным для всех мусульман. В тексте упоминаются мусульманские обряды без учета реальности российской жизни. Так, ссылка на Пророка на С. 50 «Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, мечети Посланника и мечети аль-Акса» приводится в разделе 11: «Совершение путешествия ради посещения могилы», что не соответствует тому, что заложено на С. 47: посещение могил было узаконено в шариате. Кроме того, после смерти Пророка стали почитаться могилы его соратников и потомков, шахидов и шейхов, например, распространявших ислам в Сибири. Не поклонение, а почитание этих могил является главным. Ведь не будь этих 366 шейхов - не было бы и ислама в Сибири... Это поняли уже в средние века, а в XXI веке это надо бы знать тем, кто изучает и, тем более, пропагандирует ислам. Таким образом, ответ утвердительный: «Да, содержатся: в текстах присутствует оценка форм организации быта традиционного мусульманина как неполноценного, а его религиозные традиции — не исламскими»;

3. «Содержатся ли в представленных материалах оценочная информация в отношении каких-либо этнических, расовых, религиозных групп?» так:

- Привратно истолкован тезис Пророка на С. 261 и, уж тем более, не допустим вывод: «Мусульмане обязаны ... любить мусульман и оказывать им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего» (С. 261), на С. 265-266 утверждая обратное: «...мусульманам разрешается иметь отношения с неверующими в мирских делах...». Таким образом, ответ утвердительный: «Да, содержатся, а поскольку целью жизни мусульманина объявляется не только "довольство Аллаха", но и распространение этой религии среди неверующих через победу (вражду) над неверующими. Причем "неверующими" автор определяет всех немусульман, включая атеистов и представителей других конфессий». Более того, поскольку согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"» к экстремистским материалам относятся «предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы», то это даёт - право нам, как экспертам, оценить высказывание как экстремистское;

4. «Какова степень категоричности оценок, содержащихся в представленных на исследование материалах?» так:

- То, что следует понимать в контексте обретения истинного знания, автор толкует как обязательное предписание в бытовом поведении. Таким образом, ответ утвердительный: «Да, степень категоричности достаточна весома, например, в тезисе: "Правильные мусульманские воззрения, имеющие твердую и здоровую почву и крепкий фундамент, являются единственными убеждениями, которые могут принести людям счастье, процветание и успех как в этом мире, так и в Последней жизни (С. 8)»;

5. «Содержат ли представленные материалы положения, направленные на возбуждение ненависти либо вражды в отношении каких-либо этнических, расовых, религиозных групп?» так:

- В пункте 3 уже приведена цитата «Мусульмане обязаны ... враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего» (С. 261), что прямо нацеливает на возбуждение ненависти к неверующим. Кроме того, -тезисы: «Дружба и вражда требование единобожия» (С. 261), «...любить верующих и дружить с ними обязательно что это приносит всем огромную пользу. В то же время с неверующими необходим враждовать, и аяты предостерегают мусульман от близости» (С. 262). Таким образом ответ утвердительный: «Да, содержат положения, направленные на возбуждение ненависти либо вражды в отношении каких-либо этнических, расовых, религиозных групп»;

6. «Содержатся ли в представленных материалах призывы к насильственным действиям или положения, обосновывающие применение насилия в отношения между этнически расовыми, религиозными группами? Если да, то можно ли признать данные положения экстремистскими?» так:

- «Да, содержат»: - в пунктах 3 и 5 приведена цитата «Мусульмане обязаны ... враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего» (С. 261. призывая к вражде с неверующими, к которым в контексте описанного в пункте 2 могут быть отнесены и те, кто издавна исповедует ислам в Сибири - местным мусульманам. Кроме того, в Предисловии на С. 8, предписывается: «каждому каждому мусульманину следует твердо знать, и каждому правоверному следует ясно представлять, что религиозные воззрения являются не той областью, где можно высказывать собственное суждение и поступать по своему усмотрению. Каждый мусульманин на Востоке и Западе обязан исповедовать воззрения пророков и посланников, веровать в те основные убеждения, в которые верили они, и проповедовать их безо всяких сомнений и колебаний», т.е. названные положения в тексте направляют усилия мусульман на вражду, призывают руководствоваться ими в действиях против «неверующих»;

7. «Содержатся ли в представленных на исследование материалах признаки того, что данные материалы предназначались либо использовались для возбуждения национальной, расовой или религиозной ненависти либо вражды в отношении каких-либо этнических, расовых, религиозных групп? Если да, то какие? Что об этом свидетельствует?

- «Да, содержатся», поскольку книга обращена «к широкому кругу читателей (Аннотация), соответственно, предполагая ее распространение и среди людей обладающих критическим мышлением, глубоким знанием ислама, Коран и его положениях, исходящих из мнения известных улемов, совместно выработавших современное понимание Откровения. В контексте упомянутых в пунктах 2, 3, 5 цитат это свидетельствует о стремлении возбудить национальную расовую или религиозную ненависть и вражду в отношении групп населения, не разделяющих эти позиции.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленном для анализа издании Салиха ас-Сухейми «Основы веры в свете Корана и Сунны» - М.: Издатель А.Н. Факихи, а. аль-Гамиди. - 3-е изд., испр., допол. -М.: Издатель Эжаев, 2008, имеются признаки того, что, данное издание предназначено для распространения среди населения и таких взглядов и суждений, что возбуждают ненависть либо вражду в отношении каких-либо людей иной, по отношению к исламу, веры и людей атеистических убеждений. Предназначенная в качестве литературы для учебного процесса книга Салиха ас-Сухейми «Основы веры в свете Корана и Сунны» -М.: Издатель А.Н. Факихи, а. аль-Гамиди. - 3-е изд., испр., допол. - М.: Издатель Эжаев. 2008 не может быть рекомендована к распространению, как в целом виде, так и в цитатах.

Есть основание для отнесения книги к литературе, согласно Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"» подлежащей, согласно ст. 13, рассмотрению в судебном порядке для отнесения к изданиям экстремистского содержания, и рекомендуемых к запрещению к обороту на территории Российской Федерации.

 

доктор исторических наук, зав.сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований ТюмГУ П. Ярков

 

доктор политических наук, заслуженный работник культуры РФ, пресс-атташе ТГНГУ К. Иванов

 

Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.