За правовое государство!

Проект адвоката Валиуллина Рустема Рафаэлевича

Главная Аналитика Вооруженный джихад: экстремизм или научное исламоведение?

Вооруженный джихад: экстремизм или научное исламоведение?


Вооруженный джихад: экстремизм или научное исламоведение?

 

В литературе об исламе часто встречается упоминание о джихаде, в частности, его вооруженном аспекте. Надо отметить, что джихад - неотъемлемая часть исламской религии, о нем часто упоминается в Коране и сунне посланника Аллаха, главы о вооруженном джихаде имеются практически во всех книгах об исламском праве, правила ведения вооруженной войны подробно разъяснены в литературе на любых языках мира, кроме русского, в силу известных причин: это слово в России запрещено, любое его произнесение карается в лучшем случае применением антиэкстремистского законодательства, в худшем - фальсификацией доказательств в хранении незначительного количества взрывчатых веществ, боеприпасов или наркотиков.

Такой подход к проблеме освещения этой важнейшей темы, напротив, приводит к невежеству мусульман, соответственно, способен привести к увеличению преступности, связанной с неправильным пониманием целей и правил ведения вооруженной войны, поскольку отрицание джихада бессмысленно в силу известных причин. Кроме того, запретом этой темы ставится вне закона научное исламоведение и история, как научная дисциплина, которые исходят из требования объективно освещать право ислама, возникновение и становление исламской религии, без прикрас, включая случаи насилия и их правовое регулирование.

Ветхий Завет также наполнен рассказами об избиении иудеями своих неприятелей, призывами к войне, убийствам и вражде (например, 2 Ездры 8:81-82; Второзаконие 20:16-18; Числа 31:17-18; Числа 23:24; Числа 25:5; Исход 31:15). Прямые призывы к вражде и войне имеются и в Новом Завете (Матф. 34-36; Лука 14:26; Откровение 19:11-21). Вся православная литература наполнена рассказами о сражениях с «неверными басурманами», «сарацинами», «татарами», «иноверцами», «иноплеменниками», «врагами креста», «безбожными агарянами» а так же возвеличиванием людей, сражающихся с ними.

Правила ведения войны в исламском праве были урегулированы еще пророком ислама и напоминают международное гуманитарное право, появившееся только в двадцатом веке.

В российском законодательстве правила ведения войны не урегулированы вообще, международные договоренности силовыми структурами, на практике, часто не исполняются. Но Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» приведен обширный перечень случаев, когда позволяется по решению Президента РФ использовать за границей формирования Вооруженных Сил РФ.

Возвращаясь к освещению темы вооруженного джихада в литературе об исламе и его правомерности в российском правовом поле, следует отметить, что в судебной практике Европейского суда по правам человека при решении вопроса о нарушениях права на свободу слова тем или иным высказыванием или текстом всегда исследуется тот смысл, который придается тому или иному утверждению, с учетом политического, географического, социального и культурного контекстов, в которых эти тексты появились.

В пункте 8 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 11 от 28 июня 2011 года «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» также отмечено, что не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Следовательно, не любое упоминание о вооруженном джихаде и не в любом месте является противоправным, а имеются определенные рамки, критерии. На практике у мусульман возникают проблемы с правоохранительными органами, когда они становятся жертвами запугиваний уголовным преследованием, и даже реальным уголовным преследованиям в связи с обнаружением у них книги, где так или иначе звучит слово «джихад».

В этой статье будет проанализирован один из методов защиты от подобных обвинений на примере исследования главы «Введение к вопросу о вооруженной борьбе с позиций ислама» из книги «Жизнеописание пророка, да благословит его Аллах и приветствует» (глава приводится ниже статьи в полном объеме).

Первое, что необходимо определить и обратить внимание следователя и суда - целевое назначение спорного материала. В нашем случае это книга о пророке одной из самых распространенных религий в мире, об истории возникновения исламской религии, о чем свидетельствует название книги и ее содержание: «Введение», «Качества посланника Аллаха (с)», «Родословная», «Его мать», «Его рождение», «Рассказ о слоне», «Вскармливание Мухаммада», «Попечительство над ним», «Рассказ о Бахире», «Его поездка в Шам и женитьба на Хадидже», «Он занимается благочестивыми делами в пещере на горе Хира», «Отстраивание Каабы», «Начало ниспослания откровений», «Начало призыва», «Первое переселение в Эфиопию», «Второе переселение в Эфиопию», «Муки, которые выпали на долю посланника Аллаха (c) и мусульман», «Осада хашимитов в их ши'бе», «Уничтожение свитка», «Ночное путешествие и вознесение», «Кончина Абу Талиба и Хадиджи», «Ансары начинают принимать ислам», «Присяга первой аль - Акабы», «Присяга второй Акабы», «Переселение в Медину», «Заговор в доме собраний», «История Сураки бен Малика», «История Умм Мабад», «Прибытие посланника Аллаха в Медину», «Братание мухаджиров и ансаров», «Изменение направления киблы в сторону Каабы», «Введение к вопросу о вооруженной борьбе с позиций ислама», «Великая битва при Бадре», «Поход против бану кайнука'», «Битва при Ухуде», «Сражение с союзными племенами (аль-ахзаб)», «Поход против бану курайза», «Заключение перемирия в аль-Худайбийи», «Поход на Хайбар», «Битва при Муте», «Завоевание Мекки», «Битва при Хунайне», «Поход на Табук (поход в трудных обстоятельствах)», «Прощальный хадж», «Болезнь посланника (с) и его смерть», «Любовь к посланнику Аллаха (с)», «Матери мусульман», «Аиша бинт Абу Бакр ас-Сиддик», «Абу Бакр ас-Сиддик», «Умар Бин аль-Хаттаб», «Усман бин Аффан», «Али бин Абу Талиб».

Второе, на что необходимо обратить внимание - в каком месте находится спорная глава, а именно перед главами о военных походах мусульман, имеет своим назначением не призыв к вооруженной борьбе, а краткое разъяснение ее целей и правил, как раз во избежание неправильного понимания читателем последующих глав в силу краткости их изложения и невозможности осветить все детали, явившиеся причиной того или иного военного похода, а так же обстоятельства самого похода.

В конкретном деле, где автор статьи являлся защитником, эксперт поставила в вину аяты из Корана и хадисы пророка о джихаде, в которых восхваляется джихад и мусульмане, его выполняющие, а так же рассказывающие о целях вооруженной борьбы. Однако, не вдаваясь в то, что эксперт, фактически, признавала противозаконным Коран и сунну посланника Аллаха, как и во всех экспертизах, направленных на обвинение мусульман, умышленно не приводила контекст как спорной главы, так и всей книги.

Так, экспертом не приведены и не дана оценка следующим фразам: «Однако вооруженная борьба с точки зрения ислама остается средством, а не целью... Известно, что вооруженная борьба - это последнее средство, к которому прибегают мусульмане. Так, предводитель мусульман, повстречав безбожников, призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе — вооруженная борьба... Среди принципов вооруженной борьбы с позиций ислама — концентрация внимания на смелых, сильных и состоятельных мужчинах, выступающих против ислама. Что же касается женщин, детей, монахов в кельях, то мусульманам нет нужды сражаться с ними, так как они не обладают ни силой, ни мощью...»

Поэтому именно на такие условия и ограничения необходимо обращать внимание следователя и суда, ведь в этой главе ясно написано, что целью вооруженного джихада является не война сама по себе, а призыв людей к исламу либо устранение препятствий к призыву, поэтому мусульманин, желающий, чтобы его оппоненты приняли ислам, никогда не будет с ним воевать, а особенно со слабыми, если те сами не нападут на него. Более того, как видно из приведенных выше цитат, отдельный мусульманин не наделен полномочиями решать вопросы войны и мира, а делает это предводитель мусульман, какого в Российской Федерации не имеется.

И последнее, на что надо обратить внимание правоохранительных органов - тот смысл, который придается тому или иному утверждению, с учетом политического, географического, социального и культурного контекстов, в которых эти тексты появились.

Книги о жизнеописании пророков разных авторов являются распространенными среди мусульман, их начали писать сразу после смерти пророка ислама, и они мало чем отличаются друг от друга. В конкретно взятом регионе, где расследуется уголовное дело или заявлено требование о признании того или иного труда экстремистским материалом, никто не говорит о необходимости прямо здесь и сейчас воевать, тем более ссылаясь на данный конкретный труд. Нет и таких людей, которые бы поняли спорную книгу как призыв к действиям: вражде и войне.

 

Текст спорной главы: «Введение к вопросу о вооруженной борьбе с позиций ислама» из книги «Жизнеописание пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

 

Джихад — это высшее проявление ислама, как сообщил об этом посланник (с). Он — горнило, в котором выплавляются мусульмане, и которое позволяет отличить скверного от хорошего. Он также является пропуском в рай.

Сказал Всевышний:

«Или вы думали, что войдете в рай, когда Аллах еще не увидел (дела) тех из вас, которые усердствовали, и которые проявляли терпение?» ("Семейство Имрана", аят 142).

И сказал Он:

«Или вы думаете, что будете оставлены, когда Аллах еще не увидел (дела) тех из вас, которые усердствовали?» ("Покаяние", аят 16).

Удел был уготован посланнику (c) под сенью меча, а рай под сенью мечей, как об этом говорится в хадисах.

Осуществляя вооруженную борьбу, ислам преследует строго определенные цели, а именно:

1. Вооруженная борьба во имя того, чтобы слово Аллаха было превыше всего остального, а вся религия была целиком посвящена Аллаху, ибо сказано Всевышним:

«И сражайтесь с ними, пока не исчезнет смута, а религия будет принадлежать Аллаху. Если они покончили (со старым), то нет места вражде, кроме как с притеснителями.» ("Корова", аят 193).

И сказал Он:

«И сражайтесь с ними, пока не исчезнет смута, а вся религия будет принадлежать Аллаху. Поистине, Аллах видит, что они делают.» ("Добыча", аят 39).

2. Вооруженная борьба с врагом, воюющим или намеревающимся воевать с мусульманами, ибо сказано Всевышним:

«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами и не преступайте - поистине, Аллах не любит преступающих» ("Корова", аят 190).

3. Вооруженная борьба с теми, кто нарушил договор, ибо сказано Всевышним:

«Разве вы не станете сражаться с людьми, которые нарушили свои клятвы и думали об изгнании посланника и они начали первыми. Неужели вы боитесь их? Ведь Аллаха следует больше бояться, если вы верующие.» ("Покаяние", аят 13).

Посланник Аллаха (c) говорит:

«Мне было велено сражаться с этими людьми, до тех пор, пока они не станут говорить: «Нет бога, кроме Аллаха», — если же они будут делать это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, которые станут доступны только по закону ислама, а отчёта с них потребует лишь Аллах».

4. Вооруженная борьба в поддержку ослабевших мусульман, ибо сказано Всевышним:

«Что же касается тех, которые уверовали, но не переселились, то не будет вам от них никакой помощи, пока они не переселятся, а если они попросят у вас помощи в (делах) религии, то вам следует оказать помощь, если только это не будет направлено против тех, с кем вы заключили договор.» ("Добыча", аят 72).

И сказал Он:

«И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господь наш! Выведи нас из этого селения, жители которого притеснители!"] ("Женщины", аят 75).

5. Вооруженная борьба с лицемерами, выжидавшими, что с мусульманами что-нибудь случится и не прекращавшими своих пыток причинить им боль, вызвать междоусобицу из-за вопросов веры, заставить их усомниться в её догматах, ибо сказано Всевышним, (а слово Его обращено к правоверным и касается лицемеров):

«Что вам до лицемеров?», «Если они отвернутся, то хватайте и убивайте их там, где их найдете» ("Женщины", аят 88, 89).

И сказал Всевышний:

«И если они не удалятся от вас и не предложат вам примирения и не уберут своих рук, то хватайте их и убивайте там, где их застанете» ("Женщины", аят 91).

И в связи с вооруженной борьбой:

«И сражайтесь на пути Аллаха и знайте, что Аллах — Всеслышащий и Всезнающий» ("Корова", аят 244).

И в отношении поощрительных стимулов к ней:

«И не говорите о тех, кто убит на пути Аллаха, что они мертвы, а говорите: они — живые...» ("Корова", аят 154).

«И не считайте убитых на пути Аллаха, мертвыми, а считайте их живыми. У своего Господа они получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах по милости Своей» ("Семейство Имрана", аяты 169, 170).

Однако вооруженная борьба с точки зрения ислама остается средством, а не целью.

Сказал Всевышний:

«О вы, которые уверовали! Встав на путь Аллаха, различайте и не говорите тому, кто поприветствовал вас: "Ты не верующий", — в стремлении к благам этой жизни — ведь у Аллаха всего много. Таковыми вы были раньше, но Аллах оказал вам милость» ("Женщины", аят 94).

Посланник (c) сказал Али бин Абу Талибу:

«И если через тебя Аллах выведет на праведный путь какого-либо человека, то для тебя это будет лучше всего того, над чем поднимается солнце.»

Известно, что вооруженная борьба — это последнее средство, к которому прибегают мусульмане. Так, предводитель мусульман, повстречав безбожников, призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе — вооруженная борьба.

Из сунны посланника (c) известно, что он не нападал на людей до наступления утра. И если он не слышал призыва на молитву, то нападал, как это имело место в походе на Хайбар.

Поэтому, когда жители Самарканда пожаловались Умару бен Абд аль-Азизу на мусульман, которые пришли к ним, не придерживаясь старых норм, Умар поручил судье — мусульманину расследовать дело. А когда выяснилось, что мусульмане нарушили сунну своего пророка, он повелел им уйти из города. Неверным это понравилось, и они приняли ислам.

Среди принципов вооруженной борьбы с позиций ислама — концентрация внимания на смелых, сильных и состоятельных мужчинах, выступающих против ислама. Что же касается женщин, детей, монахов в кельях, то мусульманам нет нужды сражаться с ними, так как они не обладают ни силой, ни мощью. Поэтому вышесказанное является частью наставления Абу Бакра Халиду, да будет доволен ими обоими Аллах, которое он дал ему перед одним из походов, т.е. приказом не воевать с женщинами, детьми и монахами.

В вооруженной борьбе мусульмане выходят победителями в обоих случаях: убили ли они или их убили, ибо сказано Всевышним:

«И того, кто сражается на пути Аллаха, будет ли он убит или одержит верх, мы наградим великой наградой» ("Женщины",аят 74).

И сказал Он:

«Скажи: "Неужели ожидаете вы, что достанется нам что-либо иное, кроме одного из двух благ...?» ("Покаяние", аят 52).

И сказал Он :

«Поистине, Аллах купил у правоверных их души и средства за то, что им - рай! Они сражаются на пути Аллаха — они убивают и их убивают» ("Покаяние", аят 111).

В вооруженной борьбе мусульмане не смотрят на то, сколько их и каково их снаряжение. Победа - от Аллаха, ибо сказано Всевышним:

«Не вы их поразили - это Аллах их поразил.» ("Добыча", аят 17).

И сказал Он:

«Победа — только от Аллаха» ("Добыча", аят 10).

И сказано Им:

«Если Аллах поддержит вас, то никто не одержит над вами верх». ("Семейство Имрана", аят 160).

Если мы посмотрим на два похода - Бадр и Хунейн, то станет понятна правдивость вышеизложенного, ибо сказано Всевышним о битве при Бадре:

«И вас поддержал Аллах при Бадре, когда вы были жалкими» ("Семейство Имрана", аят 123)

и о битве при Хунейне, когда войско было многочисленным и мусульмане сказали, что сегодня их не одолеют из-за малочисленности врага, Всевышний ниспослал:

«И в день Хунейна, когда вам понравилось, что вас много, и это вам ничего не дало.» ("Покаяние", аят 25).

При Муте у мусульман было три тысячи (воинов), а у Ираклия сто тысяч румов (византийцев) и еще сто тысяч из Лухма, Джаззама и Бали. Абдуллах бен Раваха сказал, заметив растерянность мусульман: "Клянусь Аллахом, то, чего вы не желаете, это и есть то, ради чего вы выступили в поход, стремясь положить жизни свои за веру! Мы сражаемся с людьми не силой и не числом, а только этой религией ".

Человеку, прослеживающему походы посланника (с) ясно, что ситуация менялась, то в пользу правоверных, то в пользу их врагов. Так, после победы при явной поддержке при Бадре последовало болезненное поражение в Ухуде всего лишь через год. Поэтому, когда император румов спросил Абу Суфьяна, все еще остававшегося тогда многобожником, среди прочих вопросов, касающихся посланника (c) чтобы убедиться в правдивости его пророчества, о войне между ним и посланником, Абу Суфьян ответил, что она протекала с переменным успехом то в их пользу, то в его. Тогда император понял, что Мухаммад - посланник.


Адвокат Валиуллин Рустем Рафаэлевич, мобильный телефон: +7 (9128) 56-27-87.
Адрес для писем: 426023, Удмуртия, г. Ижевск, а/я 2582. Электронное письмо можно написать перейдя на вкладку "контакты" сайта.